От «Невы» до «Таврии»: история и трансформация поезда Петербург – Севастополь

Мне всегда было интересно, как менялись железнодорожные маршруты с течением времени. Поезд №7/8 между Петербургом и Севастополем — это живая история на рельсах. Именно ему выпала честь в 2019 году вновь открыть железнодорожное сообщение с Крымом. Этот состав имеет богатое прошлое: в советскую эпоху он был фирменным и гордо носил имя «Нева», а если заглянуть ещё глубже в историю, до революции он и вовсе преодолевал путь быстрее, чем в наши дни.

Дореволюционный маршрут: от пересадок к прямому сообщению

Рельсовый путь, связавший две столицы — имперскую и крымскую, — появился в 1875 году. Однако в те годы пассажирам, желавшим совершить такое долгое путешествие, приходилось мириться с неудобствами. Прямых составов не существовало, и путь напоминал эстафету: нужно было делать пересадки, правда, поезда были согласованы между собой, что сокращало время ожидания.

Например, в 1882 году путешественнику предстояло сменить вагон дважды: в Москве и Харькове. Вся поездка отнимала более двух с половиной суток — 64 часа 30 минут.

Ситуация улучшилась к 1895 году, когда появились так называемые беспересадочные вагоны. Они отправлялись из Петербурга в 10 вечера в составе поезда №11, на следующий день прибывали в Москву, а затем, после короткой перецепки, продолжали путь с курьерским поездом до самого Севастополя. Дорога занимала две ночи и один день, и к 10:12 утра пассажиры уже видели крымское побережье.

С 1899 года маршрут окончательно оформился в прямой поезд Санкт-Петербург – Севастополь. Прогресс не стоял на месте, и к 1912 году время в пути сократилось до впечатляющих 39 часов, с короткими, всего по 10 минут, остановками в Москве, Харькове и Симферополе.

Взлёты и падения советской «Невы»

Революция и Гражданская война тяжело отразились на железнодорожном сообщении. Поезд, как и многое в стране, пришёл в упадок. Его рейсы стали редкими — всего раз в неделю, а продолжительность путешествия снова выросла, достигнув в 1920-е годы 65 часов.

В начале 1930-х сообщение и вовсе прервалось, но в 1935 году его восстановили, назначив поезд Ленинград – Севастополь под номерами 17/18. Он исправно курсировал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

После Победы связь между городами возобновили лишь в 1950 году, но ненадолго — уже в 1953-м поезд снова отменили. Постоянное, бесперебойное сообщение установилось только с 1954 года с введением состава №7/8. Первое время он ходил только до Симферополя, и лишь с 1959 года был продлён до Севастополя, после чего не прерывался вплоть до 2014 года.

Маршрут в те годы был не самым прямым — через Лихославль, Вязьму, Брянск, Льгов и Харьков, что занимало 47 часов. Всё изменилось в 1965 году: поезд получил статус фирменного, красивое имя «Нева» и новый, оптимальный маршрут через Москву и Харьков. Благодаря этому время в пути сократилось до рекордных 31 часа 25 минут.

Интересно, что даже цвет состава остаётся загадкой. По одним данным, он был тёмно-вишнёвым, по другим — синим, затем красным и, наконец, зелёным. В 1978 году маршрут снова изменили, пустив поезд в обход Москвы, что, увы, снова увеличило время поездки.

Новая реальность: границы, формальности и утрата «фирмы»

Распад СССР принёс новые сложности. Крым стал международным направлением, и на границах появились долгие остановки для паспортного и таможенного контроля, что сильно растягивало график. Хотя «семёрку» и вернули на быстрый маршрут через Москву, в 1999 году с неё сняли статус фирменного поезда, лишив узнаваемого имени и особого сервиса.

Несмотря на все бюрократические препоны, в 2011 году поезд показывал хорошее время — 34 часа 5 минут, отправляясь из Петербурга в 8 вечера и прибывая в Севастополь ранним утром.

2000-е годы, по общему мнению, стали для поезда не лучшим временем в плане комфорта. В интернете можно было встретить множество нелестных отзывов. Пассажиры жаловались на устаревшие, переделанные из плацкартных вагоны, из окон которых дуло, а из тамбуров тянуло табачным дымом. Составы часто представляли собой пёструю смесь из современных вагонов и «латаных-перелатаных» раритетов, что производило гнетущее впечатление.

Я сам ездил на этом поезде примерно в 2012-2013 годах. Тогда ситуация в купейных вагонах была уже получше — встречались модели с кондиционерами и биотуалетами, а вот плацкартные секции по-прежнему оставались старыми и не очень комфортными.

Возрождение под новым именем, но со старыми проблемами

В 2019 году исторический маршрут был торжественно возобновлён. Поезду вернули его легендарный номер 7/8, но имя дали новое — «Таврия». Причём это же название получил и состав Москва – Симферополь, что, на мой взгляд, довольно необычно — два разных поезда с одинаковым именем.

Радость возобновления омрачает нынешняя реальность. Время в пути теперь составляет 47 часов 25 минут — даже больше, чем до революции! Виной тому изменённый маршрут и долгие стоянки для пропуска скоростных «Сапсанов» на подходе к Москве.

Сформирован поезд из новеньких плацкартных вагонов 2019 года выпуска и не самых свежих купейных. Летом он будет ходить ежедневно, а в межсезонье — через день.

Любопытный анализ провёл блогер trainfanat. Сравнив расписания разных лет, он выяснил, что на некоторых участках в Крыму современный поезд идёт медленнее, чем его предшественники десятилетия назад. Например, отрезок Джанкой – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь сейчас преодолевается за 1 час 22 минуты, тогда как в 2010 году на это требовалось 1 час 10 минут.

Отдельная тема — внешний вид. В последние годы РЖД отказались от ярких, уникальных окрасок для своих поездов в пользу унифицированной серой цветовой гаммы. К сожалению, «Таврия», хотя и обслуживается другой компанией, следует этой же унылой моде, теряя индивидуальность и былую парадность.