Как археологи пересматривают свои выводы: от «начальнических жезлов» до загадочных сосудов

Все мы ошибаемся, и ученые — не исключение. Но мудрость, на мой взгляд, заключается в том, чтобы уметь признавать свои заблуждения. Знаменитые слова «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю» или «Я знаю только то, что ничего не знаю» часто связывают с великими умами вроде Сократа или Эйнштейна, однако по-настоящему они отражают состояние любого думающего человека, который постоянно сталкивается с новыми открытиями.

Загадочные артефакты палеолита

Мне хочется поделиться несколькими интересными примерами, когда научное сообщество кардинально меняло свое мнение об археологических находках. Конечно, и эти новые интерпретации не являются окончательной истиной — будущие открытия могут снова всё перевернуть с ног на голову.

В эпоху позднего палеолита были очень распространены предметы, сделанные обычно из рога северного оленя. Их отрезали чуть выше или ниже глазного отростка, а в утолщенной части проделывали отверстие. Долгое время их назначение оставалось загадкой для исследователей.

Изначально эти артефакты окрестили «начальническими жезлами». Такое название закрепилось еще во времена первых раскопок. Ученые прошлого видели в них символ власти вождей первобытных племен, особенно учитывая, что многие из этих предметов были богато украшены орнаментом и изображениями зверей.

Однако со временем представления изменились. Сегодня эти предметы считаются скорее практичными орудиями труда. Основное их назначение, как выяснилось, — выпрямление древков стрел или копий, которые со временем могли изгибаться. Подобные инструменты были широко известны у народов Сибири, например, у эскимосов, которые часто украшали их резьбой. У других групп, таких как рыбаки и охотники с низовьев Оби, вплоть до XIX века похожие приспособления использовали для разминания кожаных ремней. Эксперименты подтвердили, что «жезлы» отлично справлялись с ролью выпрямителей, а также могли служить отбойником.

Хотя эта версия сейчас основная, существуют и альтернативные, пока не получившие всеобщего признания. Некоторые исследователи считают эти предметы религиозными атрибутами, а другие предполагают, что это могли быть древние копьеметалки.

Что такое копьеметалка?

Копьеметалка — это, по сути, дощечка или палка с упором на конце. Охотник укладывал копье на это приспособление так, чтобы его задний конец упирался в упор, а сам, держась за противоположный конец метателя, использовал его как рычаг для броска из-за плеча. Подобные устройства были известны по всему миру в историческое время.

Еще в XIX веке копьеметалками активно пользовались чукчи, юкагиры, коряки, нивхи, эскимосы и алеуты. Чаще всего их применяли для охоты на птиц или морского зверя, но есть свидетельства, что алеуты и чукчи использовали их и в военных конфликтах. Например, в записях 1775 года говорится, что алеуты метали с помощью копьеметалки отравленные дротики на расстояние до 40 метров. Русские поселенцы на Колыме переняли это охотничье приспособление у местных народов.

Загадки алтайских курганов

Другой любопытный случай связан с алтайскими курганами — погребальными сооружениями скифских племен. В таких захоронениях археологи находили мумифицированные останки вождей и их жен, а также множество предметов быта, включая разобранные колесницы и огромные войлочные ковры с ритуальными сценами. Вероятно, на этих коврах изображали самого погребенного правителя и богиню, союз с которой должен был даровать ему возрождение и вечную жизнь в ином мире.

А курьез произошел с одним конкретным предметом. Изначально его приняли за некое сиденье или табурет. Но когда были исследованы другие аналогичные захоронения, назначение этих деревянных конструкций стало понятным.

Оказалось, что это были специальные подголовники, которые подкладывали под голову умершего, чтобы сохранить сложную конструкцию его погребального головного убора. Вот как выглядел такой убор:

А вот этот предмет поначалу был принят за ритуальный барабан. Позднее выяснилось, что на самом деле это сосуды. Их нижнюю часть изготавливали из рога диких козлов, а все детали сшивали сухожильными нитями. Такие сосуды, сделанные из рогов диких животных, вероятно, символизировали жертвоприношение.

В общем, ошибки в археологии — дело нередкое. У специалистов часто просто недостаточно данных, чтобы с ходу точно определить назначение той или иной находки. Но именно так, шаг за шагом, накапливаются новые знания, и наука всё глубже проникает в тайны прошлого. Хотя, честно говоря, наши сведения всё равно остаются очень отрывочными. Порой кажется, что мы почти ничего не знаем о том, как на самом деле жили люди даже несколько сотен лет назад, не говоря уже о тысячелетиях.

Статья подготовлена по материалам с сайта hermitage.ru, а также экспозиции самого музея.