Плацкарт нового поколения: личный опыт поездки в вагоне с душем

В 2019 году произошло знаковое событие в российском железнодорожном транспорте: Тверской вагоностроительный завод завершил выпуск привычных всем плацкартных вагонов старой модели. Теперь на смену им приходят двухвагонные сцепы, которые будут формировать парк РЖД в течение следующих пяти лет. Мне довелось лично опробовать один из таких новейших плацкартов в поездке из Белгорода в Москву и поделиться своими впечатлениями.

Новые двухвагонные составы, которые в профессиональной среде именуют вагонами модели «2019», производятся как в купейном, так и в плацкартном варианте. Детали поездки в купейном сцепе я уже описывал ранее, но поскольку общие зоны и сервисы в обоих типах вагонов идентичны, позволю себе вкратце напомнить их ключевые особенности.

Изначальная концепция предполагала, что посадка и высадка пассажиров будет осуществляться только через один из двух сцепленных вагонов, а обслуживанием будет заниматься один проводник на оба состава. Однако на практике, в фирменном поезде «Белогорье» (Москва – Белгород), от этой схемы отказались. Здесь всё осталось по-старому: пассажиры заходят и выходят непосредственно в свой вагон, и в каждом из них работает свой проводник.

Самая обсуждаемая новинка — это, безусловно, наличие душа. Он расположен в одном из двух туалетов. Пользование им бесплатно для всех пассажиров, но у проводника можно за отдельную плату взять в аренду банное полотенце, а также приобрести одноразовые тапочки и гигиенический набор. Запасы воды не должны вызывать беспокойства: вагоны оснащены вместительными баками на 1600 литров.

Туалетная комната также модернизирована: теперь там есть гигиенический душ (биде), удобный пеленальный столик для семей с маленькими детьми, а кран с водой оснащен сенсорным датчиком, который срабатывает на движение рук.

Вместо традиционных титанов для кипятка в вагоне установлен современный пурифайер. Этот аппарат не только фильтрует воду из вагонной системы, но и подает ее пассажирам в двух вариантах — горячем и холодном. Дополнительно в вагонах появились автоматы по продаже чая, кофе и снеков (хотя проводники по-прежнему предлагают эти товары), контейнеры для раздельного сбора мусора. Количество тамбуров сократилось до одного.

Все перечисленные удобства в равной степени доступны как в купейных, так и в плацкартных вагонах новой модели. Теперь давайте подробнее остановимся именно на особенностях плацкарта.

Впечатления от поездки в фирменном составе

«Белогорье» — это первый поезд, в состав которого были включены новые сцепы. Он имеет статус фирменного, что чувствуется с первых минут. Я путешествовал на нем из Белгорода в Москву и уже на этапе посадки отметил заметные улучшения по сравнению с вагонами прежних поколений. Поезд еще стоял на станции, но внутри было светло и совершенно не ощущалось той привычной для плацкарта духоты. Верхние полки поперечного расположения были уже аккуратно застелены.

На фотографии хорошо видна двухслойная система затемнения окна. Теперь можно просто приглушить свет с помощью тонкой шторки или полностью изолироваться от внешнего мира, задернув плотную портьеру.

Столик между сиденьями выполнен из стильного тонкого материала, имитирующего дерево. Его конструкция позволяет легко поднимать, чтобы он не мешал пассажирам на нижних полках, хотя на практике этой функцией почти никто не пользуется. Традиционная открывашка для бутылок внизу столика сохранилась, несмотря на то, что распитие алкогольных напитков, включая пиво, в вагонах уже давно запрещено.

Под столиком расположены две стандартные розетки. Для пассажиров верхних полок предусмотрено по два USB-разъема для зарядки гаджетов.

Те, кто едет на боковых полках, также не обделены: внизу для них есть две-три розетки, а наверху — два USB-порта.

Одно из самых приятных нововведений — индивидуальные светильники для каждого пассажира. У тех, кто занимает верхние полки, светильник встроен в конструкцию третьей полки.

В остальном планировка и организация мест в вагоне кардинальных изменений не претерпели.

Дорога и сервис

Путь из Белгорода в Москву на поезде «Белогорье» занимает примерно десять часов. После отправления традиционных объявлений и музыки по радио не было, что создавало спокойную атмосферу. Проводница оперативно проверила билеты, напомнила правила пользования биотуалетами и предложила чай или кофе.

Я решил поработать в пути, но столкнулся с проблемой: Wi-Fi в вагоне не работал. Накануне, путешествуя в купейном вагоне этого же состава, я не испытывал никаких трудностей с интернетом — соединение было стабильным даже в самых глухих местах. Я сообщил о неполадке проводнику, который, в свою очередь, доложил начальнику поезда.

Уже через 15 минут начальник поезда лично подошла ко мне, принесла извинения за технический сбой и, что стало для меня полной неожиданностью, предложила бесплатно переехать в штабной купейный вагон, где интернет функционировал. Такого уровня сервиса я не ожидал даже от фирменного поезда! Однако я отказался от этого заманчивого предложения, потому что моей главной целью было как раз оценить комфорт нового плацкарта.

Детали комфорта

Освещение. Индивидуальный светильник можно настроить так, чтобы он направленным лучом освещал, например, книгу, не мешая при этом соседям. А вот общее ночное освещение в вагоне лично мне показалось излишне ярким. Это подтвердила даже проводница. В отзывах других пассажиров о новых вагонах я также встречал мнения, что этот момент требует доработки.

Температура и вентиляция. Несмотря на то что вагон был заполнен полностью (54 пассажира), ощущения духоты не возникало. Термометр показывал +25...+26 °C, что на 1-2 градуса выше установленной зимней нормы (+20...+24 °C), но ехать было очень комфортно. Чувствовалось, что система вентиляции постоянно подает в салон свежий воздух.

Шумоизоляция. В вагоне царит приятная тишина. Стук колес и грохот встречных составов практически не слышны, что, безусловно, способствует отдыху.

Утром проводница несколько раз прошла по вагону и довольно громко, но очень доброжелательно пожелала всем доброго утра. Просыпаться под такие слова гораздо приятнее, чем под привычное «Встаем, через полчаса прибытие». Она также попросила пассажиров не беспокоиться о сдаче постельного белья: «Вы уйдете, и я сама все быстро уберу».

Стоимость и перспективы

В 2019 году стоимость проезда в таком плацкартном вагоне по маршруту Москва – Белгород с учетом комплекта постельного белья составляла 2214 рубля. Для сравнения: в плацкарте обычного (не фирменного) поезда по тому же направлению билет обходился в 1525 рублей.

На мой субъективный взгляд, поездка в новом плацкарте по уровню комфорта может соперничать со многими купейными вагонами. В ближайшие годы Федеральная пассажирская компания планирует закупить более двух тысяч купейных и плацкартных вагонов модели «2019», так что у многих пассажиров появится возможность оценить эти изменения на собственном опыте.