Три поколения «Иволги»: как менялся главный поезд МЦД от первых прототипов до современных составов

Поезд «Иволга» стал настоящим символом Московских центральных диаметров, но мало кто знает, что под этим названием скрываются три разных типа составов. Они отличаются не только внешним видом, но и уровнем комфорта: в некоторых модификациях вы не найдёте USB-зарядок, а в других — может оказаться слишком мало сидячих мест. Давайте разберёмся, чем же они отличаются друг от друга.

«Иволга» — это, без преувеличения, главный поезд-событие на Московских центральных диаметрах. Первые составы появились ещё в 2014–2015 годах, и с тех пор они сильно изменились. Интересно, что все три поколения этих электричек до сих пор можно встретить на маршрутах Москвы, и каждый вариант имеет свои особенности.

Самые первые «Иволги»: прототипы с минимальным комфортом

На фотографии выше — самая первая «Иволга». Таких составов было выпущено всего два, и произошло это в 2014–2015 годах, когда их планировали использовать на Московском центральном кольце. Они были собраны в пятивагонном исполнении.

Сегодня, судя по открытым источникам, эти поезда курсируют на направлении Москва — Усово. Примечательно, что их даже не перекрашивали в фирменные цвета МЦД, поэтому они сохранили свой первоначальный облик.

Главный недостаток этих составов — очень мало сидячих мест. В первом и последнем вагонах всего 24 кресла, а в промежуточных — 58. Для пассажиров, которые проводят в пути много времени, это может быть не очень удобно.

Ещё один минус — полное отсутствие USB-зарядок и розеток. В современном мире, где гаджеты стали неотъемлемой частью жизни, это серьёзный недостаток.

«Иволга 1.0»: первый шаг к комфорту

Когда стало ясно, что в Москве появятся «диаметры», и «Иволга» получила статус не только главного поезда МЦД, но и одного из ключевых проектов российского железнодорожного транспорта, Тверской вагоностроительный завод начал выпускать модернизированные составы. Они производились в 2018–2019 годах в шестивагонном исполнении.

Если бы не другая окраска, внешне отличить их от первых «Иволг» было бы сложно. За характерную форму головной части эти составы прозвали «утконосами».

Внутри изменения были более заметными. Первое, что бросается в глаза, — новая цветовая гамма: сиденья из красно-синих стали синими. Количество мест увеличилось: в головных вагонах теперь 28 кресел, а в промежуточных — 68. Компоновка сидений изменилась с 2+1 на 2+2, что сделало салон более вместительным.

Появились и долгожданные USB-зарядки, правда, пока в небольшом количестве — в основном возле дверей и у ближайших к ним сидений.

Поезда «Иволга 1.0» имеют номера с 003 по 026. По моим наблюдениям, большинство из них работает на МЦД-2, а несколько составов — на МЦД-1. Хотя завод выпускал их как шестивагонные, на диаметрах они эксплуатируются в сцепке из двух электричек: одна шестивагонная, другая — пятивагонная, что в сумме даёт 11 вагонов.

Номера составов можно увидеть на каждом вагоне. Например, вот так выглядит обозначение третьего вагона десятой электрички.

«Иволга 2.0»: современный комфорт и стиль

Самые современные «Иволги» выпускаются с лета 2019 года и имеют номера, начиная с 027. У них полностью изменился дизайн головной части, включая форму фар, что делает их легко узнаваемыми.

Количество сидячих мест осталось таким же, как в «Иволгах 1.0», но сами поезда теперь выпускаются семивагонными. На МЦД, как и предыдущие модификации, они ходят в сдвоенном исполнении — 6+5 вагонов.

Здесь USB-зарядки есть уже возле каждого сиденья, что очень удобно для пассажиров.

Кроме того, в этих составах вернулась красно-синяя окраска сидений, как на самых первых «Иволгах», что добавляет салону яркости.

Между сиденьями появились столики. Честно говоря, в условиях городской электрички они кажутся не очень полезными, но, с другой стороны, почему бы и нет? Возможно, кому-то они пригодятся.

Рядом с дверьми установили розетки (на фото ниже — слева). Судя по их расположению, они предназначены не для пассажиров, а, скорее, для обслуживающего персонала — например, для уборщиков. Вряд ли кому-то придёт в голову заряжать ноутбук в таком неудобном месте.

В целом, «Иволги 2.0» получились более стильными и комфортными по сравнению с предыдущими модификациями. Пассажиры это оценили: я часто замечаю, что когда есть выбор — уехать раньше на обычной электричке или на 5–10 минут позже, но на «Иволге», многие выбирают второй вариант.

Все «Иволги 2.0» работают на первом диаметре Лобня — Одинцово, где пассажиры могут в полной мере оценить их преимущества.