Борьба за окно и другие конфликты в «Сапсане»: личный опыт пассажира

На основе собственных наблюдений я пришел к выводу, что самая частая причина разногласий в поездах дальнего следования — это споры из-за полок. Особенно когда пассажир с верхней полки хочет спуститься и посидеть внизу, а тот, кто занимает нижнее место, этому активно сопротивляется.

Фото: пресс-служба РЖД

Однако недавно я с удивлением обнаружил, что в сидячих вагонах существует аналогичная проблема, только предметом спора становится не полка, а кресло у окна.

Во время одной из поездок в «Сапсане» моим соседом оказался мужчина, ехавший в командировку. Мы разговорились, и, узнав, что я пишу о железнодорожных путешествиях, он поделился несколькими историями из своей практики, в том числе и о том, как пассажиры иногда ссорятся из-за мест у окна. Вот что он мне рассказал.

«Место по ходу движения стоит дороже»

Лично мне всегда казалось, что «Сапсан» — это одно из самых спокойных мест, где сложно найти повод для конфликта. Но однажды мне самому пришлось вступить в спор из-за кресла у окна.

Я ехал из Санкт-Петербурга. Когда я вошел в вагон, то увидел, что моё место уже занято. Сидел там не ребёнок, не пожилой человек и не девушка, а молодой парень. Он начал упрямиться и доказывать, что имеет полное право здесь находиться. Я стал объяснять ему, что места у окна продаются дороже, и вежливо попросил освободить кресло. Но он продолжал стоять на своём.

Поезд «Сапсан» на станции Бологое. Фото: пресс-служба РЖД

Позже, кстати, я осознал, что был не совсем прав в своих аргументах. Я ошибочно полагал, что в «Сапсане» дороже стоят именно места у окна. На самом же деле, более высокая цена устанавливается на кресла, расположенные по ходу движения поезда, а против хода — дешевле. И это не зависит от того, у окна вы сидите или у прохода. Но суть-то не в этом — я приобрёл билет на конкретное место и хотел занять именно его.

Парень не собирался уступать. Возникло сильное желание решить вопрос грубо, но это не в моих правилах. Я обратился к проводнику, который подошёл вместе с сотрудником охраны. Увидев их, молодой человек моментально пересел на своё место. Позже в пути мы даже разговорились, и он принёс извинения, объяснив, что это лишь вторая его поездка на поезде, и он не был знаком с правилами.

Честно говоря, я ему не поверил.

Иногда пассажиры вежливо просят поменяться местами. Я всегда стараюсь брать билеты на места у окна и по ходу движения. Если предлагают равноценный обмен — я обычно соглашаюсь.

«Неожиданно началась аллергия»

Однако был случай, когда я сам был готов уступить своё место. Дело в том, что обычных билетов не осталось — были только места в секции для пассажиров с животными. Я купил такой билет, а рядом со мной ехала женщина с кошкой. У меня никогда не было аллергии (или я о ней не подозревал), но тут меня начало одолевать чихание, из глаз потекли слёзы.

Я был готов заплатить любые деньги, лишь бы не сидеть рядом. Но при этом понимал, что в моём текущем состоянии — весь в слезах и с насморком — я вряд ли был привлекательным соседом для кого-либо. К счастью, в «Сапсане» есть вагон-бистро, куда я и удалился.

Женщина потом извинялась, но я считаю, что она была ни при чём. Это я сам сознательно купил билет в секцию для пассажиров с животными, так что и последствия должны были быть на моей совести.

Есть ещё один момент, о котором хочется сказать. Он касается не столько конфликтов, сколько просто не очень тактичного поведения некоторых людей.

В «Сапсанах» в начале пути не просто так просят перевести телефоны в беззвудный режим. Многие пассажиры используют время в пути для отдыха, особенно на ранних утренних или поздних вечерних рейсах. И когда у кого-то внезапно раздаётся громкий звонок, это будит почти весь вагон. Ощущения крайне неприятные.

Справедливости ради стоит отметить, что в последнее время такое происходит всё реже. И если уж телефон звенит, то обычно каким-нибудь устаревшим рингтоном — сразу ясно, что, например, пожилые люди просто забыли его отключить. Таких пассажиров легко прощаешь.

***

От себя добавлю, что последняя проблема — громкие разговоры по телефону или просмотр видео без наушников — это настоящая беда современного общественного транспорта, и «Сапсаны» здесь не исключение.

Уважаемые пассажиры! Пожалуйста, будьте внимательнее к окружающим!

Кстати, у нас появился канал на Youtube. Там уже есть несколько видео, и вскоре будет ещё больше. Буду рад, если вы подпишетесь.