Я довольно часто и подолгу езжу в метро Санкт-Петербурга, причем маршруты у меня обычно длинные. Ко всему прочему, я отношусь к той редкой категории горожан, которые в транспорте не утыкаются в экран смартфона. Заняться, честно говоря, особо нечем, поэтому взгляд сам собой блуждает по вагону. Иногда пролистываю бесплатные газеты, но чаще всего разглядываю рекламные плакаты, развешанные повсюду.
Неожиданная находка
На днях мое внимание привлек один такой плакат. Я буквально не могла оторвать от него глаз. Он очаровал меня своей какой-то трогательной, почти детской наивностью. Вызывал непроизвольную улыбку и какое-то странное привыкание — хотелось смотреть снова и снова. В итоге я не удержалась и сделала фотографию, чтобы потом в спокойной обстановке еще раз насладиться этим шедевром.
Посвящено это чудо рекламного искусства нашему любимому Петербургу, а точнее — некой карточке, дающей скидки на различные услуги. Раньше ту же самую карту рекламировали на фоне величественного Адмиралтейства: золотой шпиль, освещенный солнцем, узнаваемый кораблик на вершине. От такого вида невольно ощущаешь гордость за свой город, за его историю и красоту.
Стереотипный образ петербуржца
И как-то забываешь, что за пределами нашего города существует стойкий стереотип о петербуржцах как об унылых, чудаковатых личностях, одетых во всё серое. Согласно этому образу, мы вечно бредем по улицам с задумчивым видом, абсолютно равнодушные к одежде, погруженные в высокие мысли. Обязательный атрибут — книга в руках. Мы якобы обожаем одиночество, вечно простужены, а потому закутаны в шарфы по самые уши. Именно такое описание вывалит на вас любой поисковик по запросу «типичный петербуржец».
Звучит смешно, не правда ли? Согласна. Но у меня есть стойкое ощущение, что именно этим карикатурным стереотипом и вдохновлялся художник, создавая ту самую рекламу. Судите сами:
Вопросы без ответов
«Что это за стиль? Что за фасон? Не пугало ли это огородное?» — именно эти вопросы вертелись у меня в голове, пока я, давясь смехом в переполненном вагоне, разглядывала этого персонажа — счастливого обладателя заветной скидочной карты.
Цветовая гамма его наряда просто поражает воображение. Судя по осанке, перед нами человек лет сорока, но волосы-то у него выкрашены в ярко-синий цвет! Мозг на мгновение зависает, пытаясь припомнить всех своих знакомых с синими волосами. Почему-то ни одного не находится, происходит сбой. А после перезагрузки в воображении начинают всплывать самые нелепые сцены с участием этого героя.
Создается полное впечатление, что этот «идеальный» петербуржец одевается исключительно на барахолках:
И для полного завершения «типичного» образа ему явно не хватает книги в руках:
Еще больше соответствия стереотипу добавила бы серая, «петербургская» по умолчанию, цветовая палитра:
Загадочное лицо
А вот лицо — это отдельная история!
Какое-то необычайно спокойное, с загадочной полуулыбкой… Не таятся ли за этим внешним умиротворением какие-нибудь бурные, скрытые страсти?
Честно говоря, такой наряд больше всего подошел бы огородному пугалу:
В общем и целом, реклама получилась очень веселой, что и говорить. Вот только за этот карикатурный, чудаковатый образ петербуржца как-то обидно. Уж очень он не вяжется с тем величественным, многогранным и прекрасным Петербургом, который мы знаем и любим.
