Недавно в Бангкоке мне довелось пообщаться с одним интересным собеседником из Южной Африки. Он происходит из семьи русскоязычных эмигрантов, покинувших Россию очень давно, сам прекрасно владеет языком и увлечённо исследует нашу страну и менталитет её жителей.
Семейные корни и необычный метод
Знание русского он унаследовал от прадеда, который ещё в 1930-х годах, во время стоянки советского корабля в Кейптауне, принял решение не возвращаться на борт. При этом сам мой новый знакомый никогда не бывал в России и даже саму возможность такой поездки воспринимает с тревогой. Он любит повторять: «Чтобы изучать львов, не обязательно отправляться в саванну».
Взгляд психолога на русский интернет
Будучи психологом по образованию, он активно читает русскоязычный сегмент интернета — новости, социальные сети и, что особенно важно для него, комментарии. Он называет это пространство «современным зеркалом русской души», убеждён, что именно здесь человек снимает все социальные маски и демонстрирует свои подлинные эмоции и чувства.
Шокирующее открытие: жестокость как норма?
Главное, что его поражает и даже шокирует в соотечественниках, — это невероятная жёсткость, граничащая порой с жестокостью. Речь не о здоровой настойчивости, принципиальности или умении добиваться своего. Нет, он видит нечто иное — демонстративную, зачастую беспричинную жёстокость, которая проявляется в ситуациях, где можно было бы обойтись без неё.
«Большинство людей в мире проявляют жёсткость ради достижения какой-то цели, не получая от этого удовольствия. Читая ваши обсуждения, создаётся стойкое впечатление, что вы кайфуете от самого процесса. Вы словно любуетесь собой со стороны: «Вот я какой крутой! Я его поставил на место! Ну что, дошло?». Другой тревожный момент — это ваша реакция на чужие неудачи и проблемы. «Так тебе и надо!» — это самое мягкое, что можно встретить в комментариях под постом о чьём-либо провале», — поделился он своими наблюдениями.
Беседа вышла очень живой и заставила задуматься. Через пару дней он улетает обратно в Африку, но мы договорились поддерживать связь. Попробую в наших дальнейших разговорах немного скорректировать этот его, на мой взгляд, слишком мрачный взгляд на русский характер.
