Выбирая между самолетом и поездом, я долго колебался: авиабилеты были всего на 500 рублей дороже плацкарта. Однако, решившись на железнодорожное путешествие, я ни разу не пожалел о своем выборе. Это был не просто переезд, а настоящее приключение, полное открытий.
Ценовой паритет с авиацией
Мне предстояла поездка в Екатеринбург. Цены на авиаперелет в нужную дату стартовали от 3000 рублей – соблазн был огромен. Но тогда какой бы опыт я мог разделить с вами? Между Москвой и Екатеринбургом курсирует около десятка составов ежедневно. Большинство из них находятся в пути чуть больше суток, прибывая к вечеру или ночью. Единственный поезд с утренним прибытием – это знаменитый №100 «Москва – Владивосток». Его маршрут длиннее, путь занимает 33 часа (две ночи и один день), но именно он позволяет сэкономить на ночи в гостинице, приехав утром.
Раньше я натыкался на множество негативных отзывов об этом поезде, особенно о состоянии плацкартных вагонов, которые сильно проигрывали фирменному составу «Россия». Однако в свежих отчетах путешественников появилась информация о появлении современных вагонов, а сайт РЖД анонсировал плацкарты с кондиционерами и биотуалетами.
Свободных мест было достаточно, и я выбрал нижнее боковое №51. За сутки до отправления оно обошлось мне в 2500 рублей – почти цена авиабилета. Выбор пал на это место не случайно: в некоторых старых плацкартах розетки были только у мест №39 и №51. А провести более 30 часов без возможности зарядить гаджеты для меня, современного человека, было немыслимо.
Розеточное изобилие и неожиданный сосед
На Ярославском вокзале после полуночи царила тишина, кроме посадки на нашу «сотку». Пройдясь вдоль состава, я убедился в правильности выбора: купейные вагоны, несмотря на вдвое большую стоимость, были старыми, а значит, духота и очереди к розеткам были гарантированы.
Проводника у вагона не было, и я зашел внутрь. Каково же было мое удивление, когда у моего столика я обнаружил целых три розетки! Вагон оказался новейшим: розетки были у каждой нижней полки, а на верхних – USB-порты для зарядки. Это был тот самый «смарт-плацкарт», о котором писали в прессе.
Напротив меня за столиком сидел мужчина, явно выпивший. Странно, подумал я, свободных нижних мест много, а он занял верхнюю полку над моей, 52-ю. Через проход в соседнем купе нижние места были заняты девушками, ехавшими до Костромы.
Вернувшаяся проводница отметила мой билет, одобрительно заметив: «Хорошо, что все сознательные. А то некоторые прошмыгнули втихую». Мой сосед сверху, несмотря на состояние, вел себя тихо. Он даже удивился, когда я собрался ложиться спать, и покорно забрался наверх. Разгадка пришла через полчаса с проводницей: «А что вы тут делаете? У вас же 25-е место, а не 52-е. Ладно, оставайтесь, вам через 4 часа выходить». Выходит, он и не покупал билет на это место.
Интересно, что белье он не брал, но матрас и подушку у него никто не забрал, хотя раньше за этим строго следили. А матрас, кстати, был отличный – удобный, жестковатый, но без провалов, новый. Правда, он не сворачивался в рулон, и чтобы освободить место для сидения на нижней боковой полке, нужно было куда-то его убрать.
Дисциплина на борту и температурные качели
Еще до отправления проводница провела воспитательную беседу с компанией из первого отсека, у которой было пиво: «Убираем, чтобы я не видела. Пойдет наряд – оштрафует. Я тут капитан». Эти попутчики, о которых я писал отдельно, стали единственным неприятным моментом в поездке, не давая спать ночью, пока в итоге одного из них не высадили за неадекватное поведение.
Сразу после отправления я немного расстроился из-за температуры: батарея грела сильно, а на термометре было +26°C при норме до +24°C. Проводница пообещала включить вентиляцию. Ночью, проснувшись от шума, я увидел уже +27°C. Дышать было тяжело.
На мой вопрос о неисправном автомате температуры проводница объяснила, что система сломана, и температуру регулируют вручную. Обещание держать норму выполнено не было: вентиляцию включали, температура падала до +24°C, потом ее выключали, и она вновь поднималась. Однако постоянный приток воздуха спасал от духоты, и ехать было вполне сносно.
В остальном работа проводников заслуживала похвалы. Днем дежурил аккуратный молодой человек в костюме и галстуке, ночью – женщина. Уборка проводилась тщательно, чай и снеки были доступны всегда, в туалетах поддерживалась чистота. Приятной мелочью было табло с временем: при пересечении часовых поясов проводники вручную переводили время, а свет выключали строго в 22:00 по местному. Обслуживание было на уровне фирменного поезда.
А вот с рестораном не сложилось. Заказанный ужин за 290 рублей представлял собой булочку на пальмовом масле, порцию риса, одну дешевую сосиску, немного капустного салата и пакетик чая. Себестоимость такого «пира» была рублей 30. После этого я предпочел питаться своими припасами.
Особенности дальнего пути
Для тех, кто планирует работу в пути, отмечу: интернет и мобильная связь на большей части Транссиба отсутствуют. Ловит только вблизи крупных станций, и часто это медленный Edge.
Соседи менялись часто. Мужчина сверху вышёл рано утром. Места напротив занимали разные люди, но только нижние. Верхняя полка была занята лишь один раз – от Перми до Екатеринбурга. Этот поезд многие использовали как электричку для поездок между городами, особенно в Костромской области. За 33 часа в купе напротив меня успели проехаться девять человек. В соседних отсеках ехали те, кто направлялся дальше – в Омск или Тюмень. Проводница отметила, что часто встречаются туристы: китайцы предпочитают купе, а южнокорейцы – плацкарт. Из Владивостока в Москву часто едут те, кто переезжает навсегда, везя с собой много вещей.
Мы прибыли в Екатеринбург точно по расписанию. За 15 минут до прибытия проводник попросил сдать белье – логичное требование при постоянной смене пассажиров.
Итог моего путешествия таков: в новом смарт-плацкарте можно комфортно доехать даже до Владивостока. Главное – запастись хорошей книгой и закачать в гаджеты побольше фильмов.
Если вам понравился этот рассказ, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д». Анонсы новых публикаций ищите в соцсетях: Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук и Телеграм.
