Мой опыт: почему я не решилась водить машину в Дагестане

Здравствуйте! Продолжаю делиться своими впечатлениями от поездки по Дагестану, которая состоялась в августе 2019 года.

В этот раз хочу рассказать о том, что меня особенно поразило — о местной культуре вождения и общем хаосе на дорогах.

Честно признаюсь, это, пожалуй, единственный регион в России, где я ни за что не решилась бы самостоятельно сесть за руль автомобиля.

Автомобиль — не роскошь, а необходимость

Первое, что бросается в глаза — невероятное количество машин. Их действительно очень много, самых разных: от новеньких премиальных моделей до старых, видавших виды «Жигулей» и подержанных иномарок.

Движение не просто интенсивное, а по-настоящему бешеное.

Складывается ощущение, что здесь наличие автомобиля — это вопрос принципа и чуть ли не обязательный атрибут жизни. Может не быть многих вещей, но раздолбанная «шестёрка» или её аналог — должна быть обязательно.

Не могу точно сказать, с чем это связано: с местными традициями, желанием поддерживать статус или реальными проблемами с общественным транспортом. Но факт остаётся фактом — за рулём здесь передвигаются практически все.

Автомобиль для многих дагестанцев — не просто средство передвижения, а неотъемлемая часть повседневности.

И эта плотность транспорта ощущается везде: на оживлённых федеральных трассах, на обычных дорогах между населёнными пунктами и, конечно, в городах.

Пробки и местный подход к ним

Абсолютным лидером по количеству машин, естественно, является Махачкала. Но и в Дербенте, и в Каспийске ситуация немногим лучше.

Логичным следствием такого количества автомобилей являются постоянные, хронические пробки в черте городов и посёлков.

Но просто стоять в заторе, терпеливо ожидая своей очереди, — здесь, видимо, не в правилах. Уважать других участников движения и соблюдать очередь — это явно не про местный стиль вождения.

Все куда-то безумно спешат, все очень заняты. А раз есть пробка, значит, есть и свободная обочина!

Обгон по обочине здесь воспринимается как абсолютно нормальная и приемлемая практика, если не получается совершить манёвр обычным способом.

Причём такие обгоны и перестроения часто выполняются на грани фола, буквально в сантиметрах от других машин, что создаёт прямую угрозу ДТП.

Культура риска и любовь к скорости

Создаётся впечатление, что местные водители не просто привыкли к риску, а получают от него удовольствие. Такое поведение на дороге — их повседневная норма.

Перед тем как начать опасный манёвр, убедиться, что он безопасен для всех? Нет, зачем? Главное — начать движение, а остальные как-нибудь посторонятся или притормозят.

Добавьте к этой картине всеобщую любовь к высокой скорости, и вы получите почти полный портрет дагестанского дорожного движения.

«Погонять» здесь любят — впрочем, это общая черта для многих водителей на Кавказе.

Но в Дагестане высокая скорость сочетается с поразительным пренебрежением к соблюдению ПДД и элементарным правилам безопасности при выполнении любых манёвров.

Отсутствие дорожного этикета

В соседних странах, например в Грузии или Азербайджане, часто существует неписаный кодекс взаимного уважения на дороге: тебя пропустят, дадут завершить перестроение, уступят дорогу. В Дагестане я такого не заметила. Каждый едет так, как считает нужным, руководствуясь только своими интересами и потребностями.

Отношение к самим автомобилям тоже показалось мне особенным. Машины здесь эксплуатируют, что называется, «до последнего вздоха». Кажется, что она вот-вот развалится прямо на ходу, но водитель давит на газ и продолжает движение.

Мнение местных патрульных

Однажды мы разговорились с сотрудниками ДПС в республике. Они высказали парадоксальную, на первый взгляд, мысль: по их словам, строить здесь качественные, хорошие дороги — опасно.

Они привели пример: после ремонта нескольких трасс количество аварий на них резко возросло. «Плохая дорога хоть как-то сдерживает и заставляет водителей быть внимательнее и осторожнее. А когда асфальт ровный и хороший, они просто несутся, не замечая ничего вокруг», — пояснил один из инспекторов.

Именно по всем этим причинам я так и не отважилась в Дагестане сесть за руль. Страшно было.

А вам доводилось управлять автомобилем в Дагестане? Какие впечатления у вас остались? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории и отчёты о путешествиях!

А за нашими перемещениями в реальном времени можно следить в Instagram — @zapiskinakolenke. Заглядывайте в сторис!