Мэрия Москвы переложила вину за хаос на МЦД на пассажиров: почему это несправедливо

По словам вице-мэра Москвы Максима Ликсутова, основные сложности в день запуска Московских центральных диаметров возникли из-за того, что пассажиры массово устремились в новые поезда «Иволга», полагая, будто новая система оплаты действует только в них. Фактически это означает, что ответственность за транспортный коллапс возложили на самих горожан.

Прошло уже почти семь дней с момента запуска первых двух диаметров, но воспоминания о первом дне остаются яркими. Основная проблема заключалась в острой нехватке мест: люди были вынуждены ехать в давке, стоя в переполненных вагонах.

Я и раньше высказывал сомнения, что замена длинных составов из 11 вагонов на укороченные «Иволги» (5–6 вагонов) — удачное решение. Однако позже объявили, что в час пик интервалы движения составятся 5–6 минут, причём новые поезда будут чередоваться со старыми электропоездами и останутся в меньшинстве. Это меня успокоило: общее количество мест должно было существенно вырасти.

Но когда я увидел фотографии и видео с переполненными платформами и вагонами, я долго не мог понять, в чём причина.

Сначала казалось, что проблемы связаны с визитом президента на открытие диаметров или с какими-то техническими сбоями. В мэрии и Центральной пригородной пассажирской компании (операторе МЦД) тоже не давали внятного ответа. Они лишь обещали увеличить число вагонов, но главный вопрос оставался без ответа: как получилось, что электричек стало больше, а давка только усилилась?

Пассажиры устремились в яркие поезда

И вот вице-мэр Москвы Ликсутов дал объяснение (цитирую по «Коммерсанту»):

Так как поезда «Иволга» ярко брендированы надписями «МЦД», у многих пассажиров (мы это выявили в ходе опроса в этот же день) сложилось впечатление, что только эти поезда являются составами МЦД, а все остальные к МЦД не относятся. В итоге примерно 70% пассажиров не садились в привычные для них поезда, а ждали брендированные «Иволги», думая, что только там включается специальное тарифное решение, действующее на МЦД (45 руб. для дальнего пригорода, включая бесплатную пересадку в метро,— снижение от двух до трех раз тарифа по сравнению с прежними).

Теперь всё встало на свои места! Это объяснение звучит правдоподобно. Однако с информированием пассажиров действительно были большие проблемы, и здесь Ликсутов, мягко говоря, ошибается. Вот что он заявил:

Почти 700 наших волонтеров объясняли пассажирам, что тарифная сетка работает на любых пригородных поездах, курсирующих в зоне работы МЦД. Но в первый день оказалось, что информации недостаточно, несмотря на масштабную кампанию, которая длилась больше года.

Лично я, человек, который следит за железнодорожными новостями и регулярно бывает в Лобне, ещё за пару месяцев до запуска МЦД не понимал, как будет организовано движение и оплата. Было совершенно неясно, как будут взаимодействовать «Иволги» и старые электрички.

И конечно, господину Ликсутову, рассуждающему о годовой информационной кампании, стоит напомнить, когда именно появились сообщения о необходимости перекодировать карту «Тройка» для работы на МЦД. Это случилось накануне запуска диаметров. Буквально за день.

Поэтому с заявлениями о том, что неосведомлённые пассажиры, несмотря на годовые разъяснения, ринулись не в те поезда, я бы не торопился. Да и вообще перекладывать ответственность за срыв запуска на «неграмотных» пассажиров — не самое корректное решение.