Глава российского правительства Дмитрий Медведев высказался об инициативе освободить малоимущих граждан от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Он назвал эту тему «очень чувствительной» и отреагировал на предложение предельно осторожно, заявив, что «надо подумать». Как отмечает РБК, такая формулировка на деле может означать вежливый, но твердый отказ.
Бюджет и социальная справедливость
Конечно, бюджет недополучит определенные средства, и их, несмотря на кажущееся изобилие, как говорится, «нет, но не это главное». Основная сложность, по мнению премьер-министра, лежит в плоскости социального восприятия. Часть граждан, которые тоже не считают себя богатыми, могут задаться резонным вопросом: «А почему тогда с нас этот налог продолжают взимать?»
И здесь я должен согласиться: Дмитрий Анатольевич, в силу своего опыта и должности, абсолютно прав. Корень проблемы не в самой идее помочь малоимущим, а в том, как определить, кто к этой категории относится.
Кого считать малоимущим?
Если подходить «по честному», то под критерии может подпасть чуть ли не половина населения страны. Если же руководствоваться принципом «денег много не бывает», который нередко применяется при разработке налоговых льгот для крупного бизнеса, то льготу можно было бы распространить на всех. Однако если опираться на официальный прожиточный минимум, то саму идею, вероятно, придется забыть.
Потому что тогда в фокусе окажется та самая проблема формального подхода, когда из-за 14,5 рублей матери троих детей правомерно отказывают в пособии. Масштабированная на уровень всей страны, эта ситуация превратится в огромную «проблемищу».
Формализм как основа политики
Решать же такие системные вопросы правительство, судя по всему, не готово. Ведь жонглирование цифрами и строго формальный подход на основе этих «нажонглированных» показателей — это краеугольный камень не только социальной, но и шире — государственной политики. Честный, неформальный подход («по чесноку») в этой системе, увы, не работает.
