Недавно я разговаривала с подругой из Ростова-на-Дону, и она поделилась своей дилеммой: уже два месяца она ждет простые белые двери в скандинавском стиле для своего ремонта, и перспективы туманны. Оказалось, что в нашем городе такие двери — редкость, их практически не завозят. А все потому, что спроса на них нет — местный рынок диктует совсем другие правила.
Вместо лаконичных моделей здесь в почете двери, украшенные замысловатыми вензелями, покрытые позолотой или даже декорированные элементами вроде дракона из муранского стекла. Такие варианты, честно говоря, сложно вписать в гармоничный интерьер, но именно они пользуются бешеным спросом.
Дело в том, что мы живем на юге России, и здесь действуют свои, особенные законы эстетики. Местный вкус — это отдельный феномен. Многие мечтают, чтобы их дом напоминал Эрмитаж, пусть и в миниатюре. Конечно, точную копию не создать, но стремиться к этому можно: бархатное кресло, алые шторы, маки на кухонном фартуке, шкаф с позолоченными ручками — и так далее, пока не сложится тот самый образ, который здесь называют «дорохо-бохато» (произносится с характерным южным акцентом).
Эстетика статуса: от интерьера до гардероба
Эта тяга к броской красоте проявляется не только в дизайне жилья. Например, в сентябре, когда еще довольно тепло, многие женщины уже достают шубы — потому что мех здесь считается символом статуса и стиля. В маникюрных салонах удивляются, если клиентка просит сделать простой однотонный маникюр без страз, блесток и флористических композиций на каждом ногте. Такие эстетические предпочтения — часть местного колорита, и я часто задумываюсь об их истоках.
Почему жителям юга так близка «кричащая» красота? Почему тихая, сдержанная эстетика — светлые пространства, минимализм, лаконичные формы, популярные в Европе и постепенно проникающие в Россию, — здесь не находит отклика?
Климат как источник вдохновения
Любопытно, что похожие вкусовые предпочтения можно наблюдать в Турции и некоторых арабских странах. Мне кажется, корни этого явления уходят в жаркий климат. Яркое солнце, буйство красок в природе, сочная зелень — все это создает насыщенный, контрастный фон для жизни. На таком фоне, чтобы предмет или деталь интерьера привлекала внимание и воспринималась как красивая, она сама должна быть очень выразительной: сиять золотом, гореть алым, сочетать в себе несколько ярких акцентов одновременно. В общем, вы понимаете логику.
В конце концов, скандинавский стиль родился в условиях Севера: чистые линии, простор, светлые тона — это отражение местных пейзажей, где много снега, неба и воды. Человек просто перенес внешнюю среду внутрь своего дома. Жители юга поступают ровно так же, только их вдохновение — это щедрое, палящее солнце и яркая, сочная природа. Вот и весь секрет.
