Если судить по обсуждениям в интернете, тема обмена полками в поездах дальнего следования — одна из самых острых и волнующих для пассажиров. Множество публикаций посвящено конфликтам, которые возникают из-за желания поменяться местами.
Но насколько эта проблема актуальна в реальности? Я решил узнать мнение из первых рук и поговорил с несколькими проводниками. К моему удивлению, большинство из них либо вообще не сталкивались с серьёзными конфликтами, либо считают тему сильно преувеличенной. Лишь одна из трёх опрошенных проводниц вспомнила реальный инцидент между пассажирами.
«Я отказал ему в обмене...»
Недавно мне довелось взять подробное интервью у Алексея Уланова, проводника компании «Гранд Сервис Экспресс». Он поделился своим взглядом на процедуру обмена:
«Пассажиры могут договариваться о смене полок между собой, но проводник обязательно должен быть в курсе. Представьте ситуацию: один едет из Петербурга в Сочи, а другой — только до Воронежа. Если они поменяются, то в Воронеже на это место сядет новый человек, купивший билет именно на него, и он вправе не соглашаться на чужое место. Поэтому в таких случаях я советую либо искать другого партнёра для обмена, либо вообще от этой идеи отказаться. Ведь при покупке билета каждый сам выбирает, куда и на какое место садится.
Я не всегда даю разрешение на обмен. Был недавний случай: ко мне обратился пассажир из другого вагона, желающий поменяться, но он был в явном алкогольном опьянении. Я отказал, потому что не хотел иметь в своём вагоне нетрезвых людей».
«Верхние полки пользуются спросом»
Проводница Ольга, работающая в купейном вагоне одного из фирменных поездов Москва — Санкт-Петербург, отметила, что за последние годы вообще не припоминает конфликтов из-за обмена полок.
«Честно говоря, таких ситуаций просто не возникает. Люди заходят в вагон, располагаются в своих купе и спокойно едут все восемь часов пути. Возможно, внутри купе они и договариваются между собой, но я об этом узнаю, только если обмен произошёл до проверки билетов. А так как сейчас у большинства — электронные билеты, которые мы не перепроверяем, то я часто остаюсь в неведении.
Думаю, дело в специфике моего маршрута. Основной контингент — деловые люди, которые ездят по работе. Среди них нет ни пожилых пассажиров, ни семей с маленькими детьми. Каждый заранее покупает именно то место, которое ему удобно. И, кстати, верхние полки сейчас ничуть не менее популярны, чем нижние: цена на них заметно ниже, и многие сознательно экономят.
Коллеги из плацкартных вагонов тоже не жалуются на особые проблемы с обменом мест. Мне кажется, эта тема иногда искусственно раздувается».
«Личный опыт: когда пришлось вмешаться»
Ещё одна проводница, Мария из ФПК, работает на дальних маршрутах, в том числе южных. По её наблюдениям, обмен полками в её вагонах происходит довольно часто, но до серьёзных ссор из-за того, что кто-то кого-то не пускает на место, дело не доходило.
«Конфликтов, когда пассажиры не пускают друг друга и потом ругаются, я не припомню. Зато сама однажды вмешалась в ситуацию с обменом. Как-то раз пассажирка из плацкарта, занимавшая, как её называют, «лучшее место на свете» — верхнее боковое у туалета, без моего ведома поменялась с мужчиной, у которого было обычное, более удобное место. Я узнала об этом случайно.
Мужчина должен был сойти на промежуточной станции, и я знала, что на его место будет посадка нового пассажира. Я честно предупредила его: не уверена, что новый человек захочет перейти на 38-е место (то самое у туалета), и, возможно, ночью придётся его разбудить и вернуть на исходную позицию. Он быстро передумал и пошёл объясняться с женщиной, но та уже устроилась, разложила вещи и была явно недовольна перспективой возвращаться на неудобное место и заново перестилать постель.
Мне пришлось вмешаться. Женщина вернулась на своё место только после того, как я пригрозила вызвать начальника поезда. Но, хочу отметить, это был единственный подобный инцидент за все 15 лет моей работы».
