Уникальные испанские церковные скульптуры: парики, бычьи роги и стремление к натурализму

Испанское стремление к предельной реалистичности в церковном убранстве способно не только удивить, но и по-настоящему поразить. За все свои путешествия по храмам разных конфессий — католическим, православным, протестантским — я нигде не встречала ничего подобного тому, что увидела в Испании.

Традиция и её испанское преломление

Обычно скульптурные изображения Девы Марии, Иисуса или святых — это цельные произведения искусства. Одежда, обувь, причёска высекаются или вырезаются из того же материала, что и сама фигура — будь то камень, дерево или гипс.

В Испании же этот подход доведён до совершенства, граничащего с театральностью. Местные мастера с особым трепетом облачают церковные изваяния в роскошные, часто расшитые вручную одеяния, обувают в изящную обувь и венчают их головы париками. Причём парики эти порой создаются из настоящих человеческих волос.

Женским образам уделяется особое внимание: им делают сложные причёски, завивают локоны, создавая иллюзию живой, ухоженной шевелюры.

На грани реальности: саркофаги и детали

Практически в каждом храме, слева от входа, можно обнаружить саркофаг с лежащим в нём телом Христа, накрытым лёгким тюлем или покрывалом. Разумеется, это не настоящее тело, а его скульптурное воплощение, но выполненное с такой тщательностью, что зритель на мгновение может замереть.

Такие изображения встречаются повсеместно, и, признаюсь, выглядят они довольно специфично. Их натурализм иногда бывает пугающим. Хотя явных возрастных ограничений нет, и дети могут на это смотреть, я сознательно выбрала для иллюстрации наиболее спокойный ракурс. Подобную традицию можно встретить не только в Испании, но и, например, в соседней Португалии.

Секреты мастерства: от волос до ногтей

Что особенно примечательно, волосы у скульптурного Иисуса — это отдельный элемент. Иногда это искусный парик, а иногда, как уверяют местные жители, в ход идут настоящие человеческие волосы. Говорят, что некоторые прихожанки даже жертвуют свои длинные косы для создания этих священных париков.

Но на этом детализация не заканчивается. По слухам, для создания ногтевых пластин у статуй используется… бычий рог. Эта почти ювелирная работа над мельчайшими деталями красноречиво говорит об испанском отношении к религиозной эстетике, где важна каждая, даже самая крошечная, часть образа.

Парики надевают даже на распятия. В церкви Игреха де Санта Мария в Мухии мне довелось увидеть Христа с чёрными волосами, что производило весьма неоднозначное и даже тревожное впечатление. Вполне допускаю, что в некоторых приходах статуям добавляют и искусственные бороды для полного завершения образа.

А как вы относитесь к такой степени натурализма в сакральном искусстве? Нужна ли она, на ваш взгляд?

Читайте также: Лик Христа на юге России: рукотворный или нет?