Неожиданная мода Русского Севера: когда женщины носили шаровары

Заблуждение о вечном сарафане

Часто, глядя на фотографии XIX века или иллюстрации XVIII столетия, мы представляем, будто именно так — в сарафанах и рубахах — северянки одевались испокон веков. Однако более ранние источники, например, гравюры XVII века, полностью опровергают это привычное представление, открывая нам совсем иную моду прошлого.

Архангельская модница 1670 года

Вот как голландский художник в 1670 году изобразил жительницу Архангельска. Её костюм поражает современного зрителя: помимо кафтана, на женщине надеты просторные шаровары — деталь гардероба, которая сегодня кажется совершенно несвойственной для образа русской северянки.

Контраст со стокгольмским стилем

Любопытно, что на этой же гравюре жительница Стокгольма одета в тот самый, знакомый нам по более поздним снимкам, традиционный комплект: рубаху, сарафан и накидку. Этот контраст подчеркивает, насколько разной могла быть повседневная одежда в соседних регионах в одну и ту же эпоху.

Подобные стокгольмскому наряды, конечно, появились и у нас, но случилось это значительно позже.

«Мужской» крой северного костюма

Однако в XVII веке женский костюм Русского Севера разительно отличался от того, что мы считаем традиционным. Его силуэт и детали — те же шаровары — сегодня мы, не задумываясь, назвали бы «мужскими». Это говорит о практичности и, возможно, о влиянии соседних культур на быт и моду того времени.

Сходство с соседями-саами

А вот так выглядели в ту эпоху женщины саами, населявшие Лапландию. Их традиционный наряд, запечатленный на гравюрах, демонстрирует удивительное сходство с костюмом жительницы Стокгольма XVII века.

Это сходство — еще один штрих к сложной картине культурных взаимовлияний и самостоятельного развития моды в суровых условиях Севера, где практичность часто брала верх над условностями.