За годы рыбалки я успел опробовать несколько электромоторов для своей лодки. Два из них были моими собственными, а еще два я брал у друзей, когда оставался без своего оборудования. В личном пользовании у меня были модели Nissamaran (именно он запечатлен на всех фотографиях) и MotorGuide R3-30. Конкретную модификацию Nissamaran сейчас уже не вспомню, но по своей мощности он был сопоставим с признанным эталоном в этом сегменте — Minn Kota 30 (как, впрочем, и MotorGuide)...
Испытание разных моделей
Из одолженных моторов мне довелось попользоваться Watersnake и тем самым эталонным Minn Kota 30. Причем Watersnake был самой слабой версией в их линейке, а именно модификацией на 18 Lbs (фунт-сил). Все остальные модели, которые я применял, имели мощность 30 Lbs, что примерно переводится в привычные нам 0,45 лошадиных сил.
Могу с уверенностью сказать, что для лодок длиной до 3–3,5 метров такой мощности более чем достаточно. Она позволяет двигаться со скоростью около 3–5 км/ч — это идеальная скорость для троллинга. Такой ход обычно достигается на пятой «скорости» мотора. Однако на максимальную передачу я переключался только во время прямых переходов, когда нужно было просто добраться до точки, без ловли. А в процессе самой рыбалки, когда «дорожу», я обычно выставлял вторую или третью скорость и подбирал воблеры, которые стабильно работают на таких невысоких скоростях проводки...
Вопрос питания: тяговый или автомобильный аккумулятор?
А теперь поделюсь мыслью, которая может показаться крамольной с точки зрения продавцов электромоторов. Дело в том, что для питания моторов они настоятельно советуют приобретать специальные тяговые аккумуляторы глубокого разряда. В этом есть своя логика — такие АКБ действительно спокойно переносят полную разрядку. Однако стоят они в 2–4 раза дороже обычных автомобильных, а вот срок их службы, на мой взгляд, вряд ли значительно больше (не настаиваю категорично, но так предполагаю). И понятно, что продавцам выгодно продавать эти специализированные батареи по 10 000–15 000 рублей... Для меня это было слишком накладно!
Поэтому я всегда использовал обычные автомобильные аккумуляторы. Ставил на машину новые, а старые, но еще рабочие, отправлял на лодку — можно сказать, что питание для моего электромотора обходилось мне практически бесплатно. У меня были АКБ емкостью 90 А·ч (с грузового автомобиля). Если предстоял длинный переход, например, по Новоладожскому каналу, я брал с собой два таких аккумулятора. А для локальной рыбалки на каком-нибудь озере или на реке Мге, где я часто ловил в низовьях (всего 4 км пути), хватало и одного.
Вы можете последовать моему примеру. Даже если в вашем автомобиле стоит аккумулятор всего на 55 А·ч — ведь вам не всегда нужны переходы по 10–20 километров. Чаще всего электромотор используется именно для локальной рыбалки или недолгой прогулки вблизи берега. Так что старого АКБ емкостью 55 А·ч на один выходной день хватит совершенно точно.
Полезные аксессуары и выбор лодки
Позволю себе дать небольшой совет! Не пожалейте средств и купите для своего мотора удлинитель румпеля — это очень полезное приспособление, которое позволит вам не быть «прикованным» к корме лодки и управлять движением с большего удобства.
Какую лодку лучше выбрать, если вы планируете использовать ее с электромотором? Однозначно — плоскодонку! И желательно с надувным днищем высокого давления (айрдеком). Я пробовал ходить с одним из своих моторов на килевой лодке и заметил, что в таком случае аккумулятор садится ощутимо быстрее. Да, я помню, что использовал не новые АКБ, но на моей плоскодонке (как на фото) с фанерными сланями они работали дольше. Наличие айрдека значительно улучшает ситуацию с управляемостью и энергопотреблением...
