Мой опыт поездки в СВ на уникальном маршруте Москва – Москва: ночной круговой рейс

Совсем недавно запустили удивительный поезд №603, который следует по маршруту Москва – Москва, проходя через Московскую, Калужскую и Тульскую области. Я не смог устоять перед искушением и отправился в его первый рейс. Хочу поделиться своими впечатлениями от этого необычного путешествия.

Многие сразу окрестили этот поезд «гостиницей на колесах от РЖД». Когда я впервые увидел проект расписания, то написал об этом статью, и она за два дня набрала невероятные 100 тысяч просмотров. Идея быстро разлетелась по блогам и СМИ, создав настоящий ажиотаж. Этот хайп, как оказалось, пошел поезду только на пользу. 1 ноября, в день первого рейса, на Киевском вокзале собрались журналисты, блогеры и просто любопытные зрители. Федеральная пассажирская компания устроила по этому случаю торжественные проводы с оркестром. (Здесь и далее фотографии объединены в галерею)

Как обозначили поезд на табло

Первый рейс состоялся 1 ноября. В этот день отправились сразу два состава, движущихся навстречу друг другу. Первый поезд уехал с Павелецкого вокзала в 18:40, прошел через Домодедово, Ожерелье, Новомосковск, Тулу и Калугу и вернулся на Киевский вокзал около восьми утра. Однако основные торжества были посвящены второму составу, на который спрос среди желающих проехать полный круг оказался выше. Он отправлялся на два часа позже, что для тех, кто ехал ради самого процесса, было идеально — можно было дольше поспать.

Чтобы избежать путаницы, на табло поезд обозначили не просто «Москва – Москва», а уточнили: «Москва-Киевская – Москва-Павелецкая». На некоторых электронных табло с номером вагона можно было увидеть и промежуточный пункт: Москва-Киевская – Новомосковск – Москва-Павелецкая.

Вагоны новые. Почти все

В день запуска состав состоял из семи вагонов. Как пояснил мне начальник поезда, схема позволяет при необходимости увеличить состав до десяти вагонов или сократить его, если пассажиров будет меньше.

Два плацкартных вагона были самыми современными на тот момент, их выпустил Тверской вагоностроительный завод летом. Их иногда называют «крымскими», потому что на них нет привычного логотипа РЖД — изначально их планировали передать компании «Гранд Сервис Экспресс» для поездок в Крым. Но в итоге они оказались в ФПК. Эти плацкарты оснащены кондиционерами, биотуалетами, розетками, USB-зарядками и даже индивидуальными светильниками у каждого места.

Купейных вагонов тоже два. Один — новый, производства ТВЗ. Второй — это немецкий вагон «Аммендорф», прошедший капитально-восстановительный ремонт. После обновления в нем появились кондиционер и биотуалеты, купе для маломобильных пассажиров, немного изменился цвет стен, установили новые индивидуальные светильники.

Сидячие вагоны также относятся к современным. Кресла откидываются, есть биотуалеты, титан для кипятка и кондиционер.

А вот вагон СВ оказался несколько старше. Модель 61-4174 выпускается с 1998 года, и определить точный год выпуска этого экземпляра мне не удалось. Вагон явно готовили к рейсу — еще чувствовался легкий запах свежей краски. Для своей поездки я выбрал именно СВ. Ведь если рассматривать этот поезд как «гостиницу на колесах», то ехать стоит именно в спальном вагоне. Плацкарт в таком контексте больше напоминает хостел.

Доступные цены и неспешный маршрут

Цены на билеты, по железнодорожным меркам, вполне демократичные. За 13-часовое путешествие в СВ я заплатил 2 439 рублей 60 копеек. Место в купе обошлось бы в 1372 рубля, в плацкарте — от 739 до 992 рублей, а в сидячем вагоне — 738 рублей.

Сравнительно низкая стоимость объясняется не слишком большим километражем маршрута, 600-й нумерацией поезда (что означает пассажирский поезд со средней маршрутной скоростью менее 50 км/ч) и отсутствием динамического ценообразования. Кстати, поэтому верхние и нижние места здесь стоят одинаково.

Чай и шоколадки – в подарок

От Москвы до Калуги наш состав тянул чехословацкий электровоз ЧС-7.

Пройдя вдоль платформы во время посадки, я заметил, что в первый рейс СВ и два сидячих вагона были заполнены полностью. В других вагонах, как рассказал начальник поезда, тоже было немного свободных мест. У сидячего вагона даже выстроилась небольшая очередь.

Пассажиров у вагона встречали с шариками. В честь запуска первым путешественникам раздавали магнитики и багажные бирки с символикой ФПК. Всё это активно снимало телевидение.

А вот и моё купе в СВ. Я пришел одним из первых. Постельное белье уже было застелено, а на столиках ждали чай и шоколадки. Совсем не похоже на обычный нефирменный поезд.

«Это подарок нашим пассажирам в честь первого рейса. Мы даже в плацкарте верхние полки застелили», — пояснил мне начальник поезда Петр Тарасович.

«В СВ белье всегда будет застелено, это же высокий класс обслуживания. А вот чай и шоколадки — это именно подарок», — добавила проводница.

Из Москвы в Москву ехали 15 процентов пассажиров

Места в СВ разобрали еще за месяц до запуска. Среди пассажиров были семейные пары, родители с детьми («чтобы покатать ребенка на поезде») и просто любители железной дороги. «Некоторые выкупили всё купе в СВ, чтобы ехать в одиночестве. По всему маршруту, из Москвы в Москву, у нас едет 13 человек», — рассказала проводница.

В целом по составу пассажирами, которые проехали весь круг, было занято около 15% мест, как сообщил начальник поезда. И это были не только журналисты или энтузиасты. Например, в плацкарте ехала по кругу группа слабовидящих людей (я видел, как они гуляли с белыми тростями по платформе в Калуге).

«Моя дочка, если бы узнала, что есть такой маршрут, тут же поехала бы сама», — поделился Петр Тарасович.

Иностранцев в первый рейс не было, но, думаю, это временно. Туристам, приезжающим в Москву, наверняка было бы интересно прокатиться ночью в настоящем русском поезде.

Видимо, в честь запуска на столе стояли фирменные чашки от РЖД. Я попытался налить чай, пока нес кружку до места, но чуть не ошпарился.

«Дайте лучше стакан с подстаканником. Вот теперь другое дело!»

Маршрут поезда

За окном мелькали Балабаново, Обнинское, Малоярославец. Первая крупная остановка — «Калуга-1» — примерно через три часа после отправления. Здесь мы стояли 35 минут. За это время электровоз сменили на тепловоз. Нам досталась «двойная машка» (тепловоз серии 2М62). Теперь их редко встретишь, особенно в пассажирском движении.

В Калуге почти опустели сидячие вагоны — 120 человек сошли. Выходили пассажиры и из нашего СВ, и из купе, и из плацкартов. Новых пассажиров, кажется, не садилось. Следующая остановка — Алексин (стоянка 2 минуты), потом — Тула (14 минут). От Калуги до Тулы — чуть больше двух часов. Но это не та привычная Тула, куда приходят поезда из Москвы, а Тула-третья, она же «Вяземская». Станция находится на окраине города. Прошло всего два с небольшим часа, а снега уже не было, в отличие от Калуги.

Я решил не дежурить всю ночь и отправился спать. Дальше нас ждали Узловая (стоянка 49 минут), станция со смешным названием Бобрик Донской, тот самый Новомосковск, во многом ради которого этот поезд и появился, Венев и уже на рассвете — Ожерелье, где тепловоз снова сменили на электровоз, на этот раз Э2ПК.

Из Ожерелья мы неспешно отправились вслед за электричкой, которую обогнали почти у самой Москвы. По пути еще постояли 11 минут в Кашире (там нас обогнал поезд из Волгограда) и немного в Домодедово.

Кстати, в Домодедово приехавшие пассажиры (если бы они были) могли бы удобно пересесть на электричку до аэропорта (она отправляется через 20 минут). В обратную сторону стыковка тоже хорошая — от электрички из аэропорта до поезда всего 35 минут.

«Поехали назад» – «Спасибо, я на метро»

Утром зашел Петр Тарасович, чтобы спросить, все ли понравилось. Я честно сказал, что трижды просил проводников включить вентиляцию. Когда она работала, в купе было комфортно, а когда нет — за закрытой дверью быстро становилось душно. Но, увы, это общая проблема многих поездов дальнего следования.

Уже на платформе я попрощался с проводницей.

«Приходите вечером, поедем обратно, на Киевский вокзал!» — предложила она.

«С удовольствием бы, но нужно спешить, так что я на метро», — ответил я самой популярной шуткой этого дня.

Пассажиры, приехавшие на Павелецкий вокзал, фотографировались у вагонов. «Россия-1» брала комментарии у путешественников. Первый рейс поезда «Москва-Москва» был завершен.

А дальше начнется обычная регулярная эксплуатация этого необычного состава. Со временем его оценят и жители регионов, которые он связывает со столицей, и любители железной дороги, и те, кто просто хочет куда-нибудь прокатиться на поезде, и, конечно, иностранные туристы, которым наверняка будет интересно «дать кругаля» по Подмосковью.