Столичный регион, возможно, вскоре попрощается с десятками привычных названий железнодорожных станций. В списке потенциальных изменений значатся такие известные точки, как НАТИ, Коломенское, Ховрино, Ленинградская и многие другие. Однако наибольший общественный резонанс вызвала возможная утрата названия станции Крюково, которое оставалось неизменным на протяжении 168 лет. Давайте разберемся, что стоит за этой масштабной инициативой.
В интернете появился проект приказа о переименовании целого ряда остановочных пунктов. Хотя документ, судя по его скану, еще не подписан главой РЖД Олегом Белозеровым, можно с уверенностью сказать, что подготовка к обновлению названий в рамках запуска Московских центральных диаметров (МЦД) уже ведется полным ходом.
Основная идея заключается в унификации. Планируется, что названия железнодорожных станций будут совпадать с именами станций метро или Московского центрального кольца (МЦК), на которые с них можно совершить пересадку. Это должно сделать навигацию для пассажиров максимально простой и интуитивно понятной.
Следуя этой логике, «Ленинградскую» могут превратить в «Стрешнево», «НАТИ» — в «Лихоборы», «Коломенскую» — в «Варшавскую», а «Ржевскую» — в «Рижскую».
Кроме того, будет устранена существующая путаница, когда железнодорожная платформа и станция метро носят одинаковые названия, но находятся в совершенно разных местах.
Например, железнодорожная станция «Планерная» расположена на значительном удалении от одноименной станции метро, поэтому платформу предлагают назвать «Молжаниново». Аналогичная судьба может постигнуть «Ховрино» (возможный вариант — «Староховрино») и ряд других точек.
Еще одно заметное изменение — приведение названий к женскому роду. Поскольку слова «станция» и «платформа» — женского рода, логично, чтобы и их имена ему соответствовали.
Так, «Петровско-Разумовское» может стать «Петровско-Разумовской», «Тушино» — «Тушинской», а «Кунцево 1» — «Кунцевской».
РЖД также намерено отказаться от сухих технических обозначений. Например, безликий «47 км» может обрести имя «Ипподром», «Москва-Сортировочная-Киевская» — превратиться в «Поклонную», а «Москва-Товарная-Павелецкая» — в «Дербеневскую».
Название, пережившее эпохи
Но самым эмоциональным вопросом стало возможное переименование станции «Крюково» в «Зеленоград». Для справки: эта станция находится на главной линии, соединяющей Петербург и Москву, и расположена на территории города Зеленограда.
«Крюково» — это историческое название, которое платформа получила еще в середине XIX века, в эпоху строительства первой железной дороги между двумя столицами. Оно происходит от близлежащей деревни Крюково. Это имя — не просто страница истории, но и символ героизма. В 1941 году, во время Битвы за Москву, в районе станции Крюково проходила линия обороны советских войск. Подвигу защитников столицы посвящена известная песня «У деревни Крюково» из фильма «Аты-баты шли солдаты».
Как отмечает местное издание Зеленоград.ру, пригородные остановки переименовывали и раньше. Например, в 2012 году Левобережная, Фирсановка и Петровско-Разумовская стали Левобережьем, Фирсановской и Петровско-Разумовским. В 2017-м название Левобережной вернули по просьбе администрации Химок. Но название «Крюково» оставалось неприкосновенным на протяжении почти двух веков, пережив и царские времена, и советскую эпоху, и лихие 90-е.
Издание также провело опрос среди жителей, чтобы выяснить их отношение к возможной потере исторического названия.
В поисках компромисса рассматривается вариант двойного названия — «Зеленоград (Крюково)», который позволил бы сохранить связь с историей. Примечательно, что на официальном сайте Московских центральных диаметров название «Крюково» уже отсутствует, что может указывать на принятое решение.
