В чём-то я согласен с Патриархом Кириллом. Действительно, задача объяснять сложные, порой неочевидные вещи — это прямая профессиональная обязанность священнослужителей, и их специально к этому готовят.
Логика и её интерпретация
Рассуждение, которое Патриарх привёл на вечере памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (кстати, звучит мощно — «Ленинградский митрополит»!), само по себе вызывает уважение своей логической выстроенностью.
«Идея либерализма в каком-то смысле греховна, потому что предполагает поставление в центр жизни самого человека, а не Бога», — заявил он.
И затем мастерски переносит этот тезис на вопросы власти и управления.
Суть либерального взгляда
Как пояснил Патриарх, либеральная идея исторически предполагала отказ от слепого следования авторитетам и переосмысление власти. Конечно, какая-то власть необходима — без полиции на улицах не обойтись, — но при этом каждый человек обладает таким внутренним достоинством и неотъемлемыми правами, что он, по сути, и становится источником власти для самого себя.
Если брать за основу именно это определение, то я, пожалуй, — «законченный» либерал, или даже «либераст», как говорят некоторые. Я искренне верю, что существуют общие для всех социальные рамки и границы, но внутри них человек должен иметь полную свободу самостоятельно определять свою судьбу.
Источник конфликта
Вероятно, именно эта убеждённость и не даёт покоя Патриарху и другим подобным авторитетным фигурам, которые решили, что им, как неким посредникам, даровано право решать, что человеку можно, а что нельзя.
В формальной логике есть понятие ложного силлогизма — когда вывод не следует из посылок. Лично я в данном случае не вижу неразрывной и обязательной связи между волей Бога и конкретными указаниями Патриарха. Эта связь представляется мне надуманной.
Что ж, либерал — что с меня взять!
