С начала 2020 года РЖД внедряет новую систему наименований для железнодорожных вагонов. Ключевое изменение — постепенный отказ от привычных, но, по мнению компании, устаревших терминов «купе» и «плацкарт». На самом деле, подготовка к этому шагу велась уже с 2018 года, когда были введены классы обслуживания: бизнес, эконом, комфорт и так называемый эконом-бюджет. Под последней категорией, как правило, скрывались вагоны старого образца без базовых удобств вроде кондиционера и биотуалета.
Новая классификация поездов
Теперь же новации коснутся и самих составов. Все поезда планируется разделить на четыре категории: «дневной экспресс», «ночной поезд», «традиционный поезд» и «туристический поезд». Пока что РЖД не дает четких разъяснений, в чем именно будет заключаться разница между ними, ограничиваясь общими фразами о повышении качества сервиса для пассажиров. У меня, как и у многих, возникает закономерный вопрос: каким образом простое переименование может реально улучшить уровень обслуживания?
На первый взгляд, перемены выглядят позитивно — будто бы жизнь путешественников станет комфортнее. Однако в кругах моих знакомых, часто пользующихся железной дорогой, эти нововведения встретили скорее скепсис. Преобладает мнение, что единственным гарантированным последствием реформы станет очередной рост стоимости билетов.
Ценовой вопрос и доступность путешествий
Остается надеяться, что, вводя новую градацию вагонов и поездов, РЖД все же предусмотрит возможность варьировать цены. Идеально было бы сохранить выбор: если хочешь сэкономить, можешь согласиться на минимальный набор удобств (разумеется, в пределах разумного), а если готов платить больше — получить повышенный комфорт.
Меня часто беспокоит тенденция, при которой стоимость железнодорожного проезда постепенно приближается к ценам на авиаперелеты. Взять, к примеру, Китай: там пассажиру доступен широкий спектр вариантов — от самых бюджетных стоячих мест до различных категорий спальных мест. Благодаря доступным тарифам китайцы превратились в одну из самых мобильных наций, причем основная часть их поездок приходится на внутренний туризм. Это, в свою очередь, стало мощным драйвером экономического роста для многих регионов страны.
У нас же ситуация выглядит иначе. Цены неуклонно растут, и с каждым годом все меньше людей могут позволить себе путешествовать по России. Зачастую оказывается проще и дешевле отправиться за границу, чем, например, жителю Сибири посетить города Русского Севера или маршруты Золотого кольца.
Как вы считаете, какие истинные цели преследует РЖД, меняя устоявшиеся названия вагонов?
Если вам интересна тема путешествий, приглашаю подписаться на мой канал. Вы не будете получать навязчивых уведомлений, но мои новые статьи всегда будут появляться в вашей ленте.
Также рекомендую к прочтению другие мои материалы:
Как путешествия изменили мои финансовые и потребительские привычки
Желание путешествовать: мода или потребность?
В чем польза путешествий?
Спасибо, что уделили время! Желаю всем ярких и запоминающихся поездок!
