Почему в поездах иногда нечем дышать? Может ли проводник запретить пассажирам меняться местами? Куда девать вещи в двухэтажном вагоне, если нет третьей полки? И как можно совмещать работу с увлечением? На эти и другие вопросы ответил Алексей Уланов – железнодорожный блогер и проводник поезда дальнего следования компании «Гранд сервис экспресс». В его инстаграме уже более 30 тысяч подписчиков.
Из судомехаников в проводники
Трудоустройство проводником, быт в вагоне и исчезающая романтика
– Алексей, расскажи, как ты вообще пришел в эту профессию?
– Железная дорога меня привлекала с детства, я часто гулял рядом с путями и даже видел паровозы – в те годы они были настоящей редкостью. Когда мне исполнилось 18, нужно было искать работу. Мы с мамой зашли на сайт с вакансиями и наткнулись на объявление о наборе проводников. Мама предложила попробовать.
Было страшновато, но я решился. Прошел ускоренные курсы при депо примерно за месяц и устроился. Первый опыт пришелся на летние перевозки 2014 года, и мне все очень понравилось. Потом подрабатывал на новогодних рейсах. В то время я учился в морском колледже на судомеханика, но специальность не цепляла, многое было непонятно. Поэтому в апреле 2015 года я уже официально устроился в ФПК штатным проводником и с тех пор непрерывно работаю.
– Как ты справлялся с бытовыми сложностями: не всегда есть возможность нормально поесть или помыться?
– Сначала было непросто. Хотя мне, наверное, легче, чем многим: я местный, живу и работаю в Петербурге. Первое время мама собирала мне еду с собой, иногда делает это и сейчас. В современных вагонах есть и холодильник, и микроволновка, так что можно что-то разогреть или даже приготовить.
С гигиеной тоже проще в новых, так называемых штабных вагонах – там есть душевые кабины. Если их нет, моемся как можем: из тазика или прямо над раковиной. Главное – не ходить грязным.
– А как проводники строят личную жизнь, если неделями, а то и месяцами не бывают дома?
– По-разному. Кто-то находит понимание у близких: родные привыкают к такому графику, что родителей подолгу не видно. Кто-то не выдерживает и расходится. А некоторые и вовсе встречают свою половинку в поезде и продолжают отношения уже в рейсах.
– Ты сказал «месяцами». Правда, что тебя могло не быть дома по полтора месяца?
– Да, такое бывало. Максимальный срок, кажется, полтора месяца без выходных. Оформляли работу по совместительству: отработал норму по основному маршруту – и сразу же выезжаешь по другому.
– А как ты относился к необходимости делать неприятную работу: убирать туалеты, менять белье? Это было проблемой?
– Нет, а что тут такого? Если делать это не голыми руками, а в перчатках и со средствами защиты, то ничего страшного. Не понимаю, чего все боятся.
– Кто вообще обычно идет в проводники? Что это за люди?
– В основном это жители небольших городов. На примере нашего питерского вагонного участка – это люди из Вышнего Волочка, Бологое, Великого Новгорода и других nearby. Часто они не могут найти на месте работу с такой зарплатой, как в Петербурге, поэтому едут сюда. Есть и другая категория – те, кто искренне увлечен железной дорогой. Но энтузиазм нередко угасает, когда сталкиваешься с реальными проблемами и понимаешь, что особой романтики тут нет.
– А что это за проблемы, которые убивают энтузиазм?
– Например, когда после рейса сутки ждешь, пока у тебя примут вагон. Или когда буйные пассажиры не воспринимают тебя как человека: «Я заплатил за проезд, а ты тут никто». Романтика уходит. Даже тот самый стук колес теперь редко услышишь – много где сейчас «бархатный путь», и стыки рельсов можно услышать только через каждые 800 метров.
Отсутствие рундука – это неплохо
Старые и новые вагоны, ненужные рундуки и капризные биотуалеты
– По каким направлениям ты ездишь сейчас?
– Сейчас работаю на маршруте Петербург – Москва в новых плацкартных вагонах, которые в этом году поставил Тверской вагоностроительный завод. В них установлено видеонаблюдение по всему вагону, дополнительное освещение в виде софитов над каждой полкой (кроме боковых). У каждого пассажира есть своя розетка.
– Как ты относишься к тому, что в новых вагонах отказались от рундуков?
– Производители объясняют это заботой о безопасности. Честно говоря, я не вижу поводов для беспокойства. В вагоне есть видеонаблюдение, так что вряд ли кто-то что-то украдет. А открытые полки – это удобно и для уборки, и для пассажиров с верхней полки: чтобы забрать вещи, не нужно будить нижних соседей.
– Правда, что в новых вагонах часто засоряются биотуалеты?
– У нас в составе такого не было. Мы при проверке документов всегда предупреждаем пассажиров, что туалеты биологические, и туда нельзя бросать бумагу или мусор. Те, кто часто ездит, уже в курсе.
– В каких вообще вагонах тебе довелось работать?
– Самые разные: от вагонов чуть ли не шестидесятых годов, где толком нет вентиляции, а розетки на 54 вольта, до современных моделей последнего поколения. Но я всегда старался выбирать вагоны получше, особенно в последнее время. Считаю, что условия труда нужно создавать и себе тоже. Если в вагоне нет ни микроволновки, ни холодильника, и даже умыться нормально негде, то лучше найти вариант комфортнее.
– Можно сказать, что сегодня большинство вагонов уже комфортны для пассажиров?
– Да, большинство. Даже старые вагоны сейчас проходят капитальный ремонт, и в них появляются кондиционеры, биотуалеты, розетки. Ставят преобразователи. Получается такой раритет, но уже с современными удобствами.
– А на двухэтажных поездах работал?
– Конечно. Там почти все автоматизировано: кондиционеры, двери, освещение. Даже свет, насосы и нагрев воды в туалетах включаются через дисплей.
Не дал поменяться полками
Жалобы пассажиров, конфликты из-за багажа и искорененные поборы
– Как тебе направление Петербург – Москва?
– Рейс короткий, не самый тяжелый, но пассажиры здесь очень требовательные.
– А есть нелюбимые направления?
– Да! Смоленск, Ярославль и Архангельск. Во-первых, это север, а во-вторых, в этих поездах остановки чуть ли не каждые 15 минут. Это тяжело, особенно если работаешь один.
– Были у тебя конфликтные ситуации в вагоне?
– Бывали. Например, однажды в кассе девушке продали билет в мужское купе. Она пришла и устроила скандал. Наша задача – урегулировать конфликт, чтобы пассажир остался доволен. Ищем, с кем можно поменяться, если мест нет – обращаемся к начальнику поезда.
– Правда, что у начальника поезда всегда есть свободные места?
– Нет, бывает, что все билеты проданы.
– Сталкивался со спорами из-за обмена полками?
– Обмен – это на усмотрение пассажиров, но проводник должен быть в курсе. Потому что может возникнуть путаница: например, один едет из Питера в Сочи, другой – из Питера в Воронеж. Они поменялись, а в Воронеже на это место садится новый пассажир, который может не захотеть ехать не на своем месте. В таких случаях лучше или найти другого человека для обмена, или вообще не меняться. Вы же сами смотрите, какое место покупаете.
– Ты не всегда разрешал меняться?
– Нет. Недавно была ситуация: люди хотели поменяться с пассажиром из другого вагона. Он пришел ко мне, но был явно нетрезв. Я отказал, потому что не хотел видеть в своем вагоне людей в состоянии опьянения.
Еще часто возникают конфликты из-за багажа в двухэтажных поездах. Там нет третьих полок, и пассажиру с верхней полки некуда деть вещи. Если нижние соседи не разрешают положить багаж внизу, мы предлагаем оформить багажную квитанцию и сдать вещи в багажное купе в штабном вагоне.
– Пассажирам, наверное, это не нравится?
– А что делать? По правилам пассажиры нижней полки имеют преимущество. Контингент бывает разный, не все идут навстречу. Если запрещают, верхнему пассажиру ничего не остается, кроме как сдать багаж. Не спать же с ним в обнимку.
В плацкарте все проще. Вещи можно закинуть в соседнее купе или на боковую полку. Не у всех же пассажиров полки забиты под завязку.
– На тебя жаловались пассажиры?
– Да. Была официальная жалоба: пассажир утверждал, что на подушке были волосы, что во время стоянки не работало отопление, и что я, мол, обещал, что оно появится только когда поезд поедет.
– Правда, что даже если проводник не виноват, а на него пожаловались, он все равно будет крайним?
– Ситуации разбирают индивидуально, но общий принцип: пассажир всегда прав.
– Ты в той ситуации был виноват?
– Частично.
– Недавно украинские проводники рассказывали, что у них процветает система поборов: все обязаны собирать с пассажиров определенную сумму за продажу продукции и отдавать начальнику поезда, иначе уволят. В России такое есть?
– Не могу говорить за все участки, но там, где я работал, такого нет. Раньше, в принципе, подобное встречалось, но постепенно искоренили. Были случаи, когда начальников ловили с поличным. Студенты жаловались на «горячую линию». Постепенно это сошло на нет.
Если в вагоне душно
Климат в вагонах и некомпетентные проводники
– В интернете много жалоб на климат в вагонах. Я и сам с этим сталкивался. Насколько современные вагоны способны обеспечить комфортную температуру?
– В новых вагонах есть система автоматического климат-контроля, которая поддерживает заданную температуру. Иногда датчик может немного «врать», но это не критично.
– А почему бывает душно, нет притока свежего воздуха?
– Это может быть из-за неисправности вагона. Или если проводник просто забыл включить вентиляцию.
– А почему он может ее не включить?
– Либо забыл, либо не знает, как это делать – некомпетентность.
– Почему тогда на это так много жалоб?
– Пассажиры все разные. Возьмем плацкарт на 54 человека. Для одного 23 градуса – холодно, для другого – жарко.
– Что ты делаешь, если пассажир жалуется на температуру?
– Если жарко – снижу на градус. Если холодно – предложу плед. Но я могу регулировать только в пределах нормы – от 20 до 24 градусов.
– Есть ли сегодня проблема с температурой в каких-то типах вагонов?
– Конечно, в старых. Бывают вагоны и вовсе без вентиляции, но их теперь редко встретишь, разве что на дополнительных поездах в летний период. И то реже, чем раньше.
Попал в наводнение в Сочи
30-тысячный инстаграм, увлечение фотографией и стихия на побережье
– Расскажи про свой блог. Как и когда ты начал вести инстаграм, где теперь больше 30 тысяч подписчиков?
– Все началось просто с любви к поездам. Когда я учился в колледже, друзья говорили: «Почему бы тебе не выкладывать это в Инстаграм?» Сначала снимал на простой цифровой фотоаппарат, потом на телефон. Потом скопил денег и купил первую зеркалку. С ней я проходил четыре года, и только в марте 2019 года позволил себе полнокадровый фотоаппарат.
– Ты постепенно набирал подписчиков или были посты, которые дали резкий рост?
– В основном постепенно. Люди, которым интересна железная дорога, находили мой контент в рекомендациях и подписывались. Самый большой ажиотаж был в прошлом году, когда я попал в наводнение в Сочи. Дорогу затопило, мы оказались отрезаны с двух сторон: в Лазаревском размыло мост, в Туапсе – дорогу. Стояли там два дня. Этому событию я посвятил всего два поста, но они стали очень популярными.
– Что сложного в фотографировании поездов?
– Нужно найти удачные места, подгадать время, когда пойдет поезд, поймать правильный свет, чтобы повезло с погодой. Мне снимать поезда проще, чем людей. А тем, кто обычно снимает портреты, наверное, было бы сложнее переключиться на технику.
– Сталкиваешься с противодействием железнодорожных охранников? Раньше они активно запрещали снимать.
– Бывало, что вызывали службу безопасности филиала. Там объясняли, что можно снимать, а что нет. Суть проста: можно фотографировать все, что видит пассажир из окна своего поезда. А то, что не видно – например, внутренние территории депо, экипировку составов – снимать нежелательно. Этой логики я и придерживаюсь. Однажды даже вызывали полицию, но в итоге ничего не изменилось, и я продолжал снимать то, что хотел.
Сейчас я с ними почти не сталкиваюсь, потому что снимаю издалека – либо с высоты, либо на удалении. Мне теперь интересен не просто подвижной состав, а состав в пейзаже, в живописном месте.
– Как ты успеваешь совмещать работу проводником и блогерство?
– У меня всегда с собой и фотоаппарат, и ноутбук.
– А как твои коллеги и руководство относятся к твоему увлечению? Они вообще в курсе, что ты блогер?
– Все знают. Фотографии нравятся, увлечение одобряют. Руководство тоже не против, но очень внимательно следит за каждым постом.
– На что сейчас снимаешь?
– Использую полнокадровый фотоаппарат Nikon D750 и объективы: портретник Nikon 50mm 1.8, широкоугольник 14-25mm 2.8 и телевик Nikon 28-300 3.5-5.6.
Вагоны те же, но отношение другое
Новая работа, перспективы и Крым
– Судя по постам, ты недавно перешел из Федеральной пассажирской компании («дочки» РЖД) в «Гранд Сервис Экспресс». Почему?
– Я всегда считал, что не стоит засиживаться на одном месте, нужно пробовать новое. «Гранд Сервис Экспресс» стал поводом сменить обстановку. Ну, обстановка-то особо не поменялась – одни вагоны сменились другими. Зато условия труда и отдыха лучше, график четкий, зарплата стабильная, а руководство адекватное.
– Правда адекватное?
– Да. С нами советуются, относятся как к людям, спрашивают, какое оборудование нужно. Нет постоянных проверок.
– Я слышал, что «Гранд Сервис Экспресс» будет возить пассажиров в Крым. Это так?
– Я такой информацией не располагаю. Нас пригласили на запуск поездов по маршруту Петербург – Москва. Про Крым речи не было. Но если доверят обслуживание Крыма, будет круто.
– Хотел бы поработать в поезде «Гранд экспресс», который считается самым фешенебельным на линии Москва – Петербург?
– Пока нет. Я еще не сталкивался с пассажирами из СВ и Люксов. До такого поезда я, пожалуй, еще не дорос.
– Какие у тебя планы в профессии? Не надоело работать проводником? Какие видишь перспективы?
– Пока работаю, не жалуюсь. Со временем, думаю, появятся новые предложения. Уже были хорошие варианты с переездом в Москву, но у меня не было высшего образования. В этом году как раз поступил на «вышку».
– И главный вопрос. Ты считаешь себя хорошим проводником?
– Да, хорошим. Покупайте билеты в мой вагон. [Смеется]
– Анонсируй свои поездки в инстаграме!
Дзен-канал Алексея здесь.
