Недавно исполнился ровно год с момента запуска первого в России регулярного пригородного поезда на паровозной тяге между станциями Бологое и Осташков. Целый год я собирался с духом и временем, чтобы отправиться в это путешествие. Наконец, решился, взял с собой семью… и столкнулся с неожиданностью: вместо долгожданного паровоза нас ждал обычный тепловоз.
Ретро-поезд, получивший в соцсетях название «Селигер», курсирует по участку постоянно действующего маршрута Бологое – Великие Луки. Этот путь пролегает по уникальной Бологое-Полоцкой железной дороге (БПЖД), которую строили еще в начале XX века. Здесь, как нигде больше, сохранился дух прошлого: множество зданий и сооружений дореволюционной эпохи.
Шесть дней в неделю состав ходит под тепловозом, и только по субботам от станции Бологое до Осташкова его тянет настоящий паровоз. Поезд делает получасовую остановку на станции Куженкино – это самый хорошо сохранившийся и отреставрированный вокзальный комплекс на всей линии, где для пассажиров проводят экскурсию. График движения таков: отправление из Бологое в 9:25, прибытие в Осташков в 13:07.
По прибытии в Осташков у путешественников есть несколько вариантов. Можно продолжить путь до Великих Лук, пересев на другой состав с тепловозом (отправление в 14:20). Можно через два часа вернуться в Бологое на том же паровозе (отправление в 15:07). Или же остаться в Осташкове на сутки, чтобы осмотреть местные достопримечательности, например, знаменитый монастырь Нилова пустынь, и уехать обратно на следующий день.
Дорога до Бологое и первые тревожные звоночки
Мне, как человеку, увлеченному железными дорогами, в какой-то момент стало даже неловко, что я еще не испытал этот ретро-маршрут. Я бывал на БПЖД и раньше, но не на паровозе. Поэтому я решил исправить это и организовал поездку для пятерых родственников с ночевкой в гостевом доме на берегу Селигера.
Наша семья живет в двух городах, поэтому часть компании выехала из Москвы, а часть – из Петербурга, чтобы встретиться на станции Бологое, что оказалось очень удобно. Планировать такое путешествие лучше сильно заранее, иначе оно серьезно бьет по бюджету. В нашем случае билеты до Бологое и обратно обошлись примерно в 3000 рублей на человека, плюс около 600 рублей на пригородный поезд.
«Сапсаны» из двух столиц прибыли в Бологое почти одновременно, что лишний раз подтвердило: эта станция действительно находится посередине пути. Однако незадолго до поездки я заметил в расписании странность: неделей ранее ретро-поезд не делал своей традиционной остановки для экскурсии в Куженкино. Уже в пути я проверил сайт перевозчика – никакой официальной информации об изменениях не было. Паровоз, казалось, должен был быть на месте.
Первое разочарование: вместо пара – дизель
У нас было полчаса между прибытием «Сапсанов» и отправлением пригородного поезда. У кассы царил ажиотаж: все просили билеты «на паровоз», восхищались сувенирными буклетами и стилизованными билетами. Сам билет до Осташкова стоит 295 рублей, а до Великих Лук – целых 826,5 рублей, что для пригородного направления весьма существенно.
Состав подали быстро: два зеленых вагона советского образца с винтажными табличками и гербом БПЖД. Это были знакомые многим вагоны 1970-х годов с удобными откидными креслами, в которых сидеть, на мой взгляд, даже комфортнее, чем в современных скоростных поездах. На посадке нас встречали проводницы и начальник поезда в форме 1960-х годов.
Рассадив родственников, я пошел делать кадры подцепки легендарного паровоза… и увидел, как мимо прошел обычный тепловоз ТЭП-70. Никто из персонала не мог внятно объяснить, куда делся паровоз. Проводники разводили руками, отмечая, что за год работы такое произошло впервые. В вагоне ехала немалая туристическая группа, и все они, как и мы, приехали сюда именно ради паровоза. Разочарование витало в воздухе.
Станция Куженкино: полчаса – это слишком мало
Поезд с тепловозом отправился по расписанию и в 10:08 прибыл на станцию Куженкино. По пути начальник поезда, извинившись за отсутствие паровоза, рассказал об истории БПЖД, которую строили в начале века на французские деньги как стратегическую магистраль. На станции вышло около 50 человек – я не ожидал, что в октябре будет столько желающих прокатиться на ретро-поезде.
Экскурсия получилась скомканной. За полчаса сложно показать такой большой группе весь станционный комплекс. Мы успели осмотреть вокзал четвертого класса с его старинным залом ожидания, багажным отделением, комнатой дежурного, побывали в керосиновом погребе и у водонапорной башни. Детям даже разрешили перевести стрелку. Но если бы был паровоз, нам бы еще показали его заправку водой. Куженкино произвело сильное впечатление, но 30 минут для него катастрофически мало. Жаль, что продлить стоянку нельзя – это было бы несправедливо по отношению к другим пассажирам.
Неожиданная погоня и железнодорожные байки
В вагон подсели четверо пассажиров из Твери. Оказалось, они тоже приехали ради паровоза, но в Бологое так его и не дождались, пропустили свой поезд и были вынуждены догонять его на такси.
После Куженкино путь стал заметно хуже, поезд замедлился. Попутчики пояснили, что закончился «бархатный путь» – участок с бесстыковыми рельсами. Меня удивило, что в таких глухих местах есть современные пути, но оказалось, что рядом находится секретная военная авиабаза «Хотилово». По слухам, ей иногда пользуется высшее руководство страны, что и объясняет качество инфраструктуры.
Чтобы скоротать время, мы устроили чаепитие. Кипяток в титанах был бесплатным, а чай и кружки мы взяли с собой. Я заметил, что сервис в субботу (день ретро-поезда) и в обычные дни сильно отличается. В воскресенье, на обратном пути, не было ни начальника поезда, ни объявлений станций, и даже титан в нашем вагоне не работал.
Проводница рассказала, что с ними часто ездят иностранцы, и как-то раз из-за немецкой группы даже изменили расписание, отменив экскурсию для русскоязычных туристов. «Иностранцы у нас ценятся выше», – с горечью констатировал я. В вагоне стало душно, но вентиляция, как выяснилось, была «закрыта на зиму». Пришлось приоткрыть окно.
В Осташкове нас встретил коллега, энтузиаст и один из создателей проекта ретро-поезда Алексей Алексеев. От него мы узнали обнадеживающую новость: паровоз починили, и он следует за нами, чтобы вести обратный рейс. У нас не было планов возвращаться в Бологое в тот же день, но обида за сорванную поездку была сильна. Мы решили прокатиться на паровозе хотя бы полчаса до остановки Черный дор, а оттуда вернуться на машине.
Встреча с легендой: паровоз нагоняет нас
Вокзал в Осташкове оставляет желать лучшего: никакой инфраструктуры для туристов, приехавших на пару часов. Мы потратили время на заселение в арендованный дом и к 14:50 вернулись на станцию. Поезд снова стоял под тепловозом, но вдали уже показался долгожданный паровоз серии Л 1951 года выпуска. Оказалось, тепловоз нужно было вернуть в Бологое, и его решили перегнать буксиром, подцепив к паровозу.
К сожалению, обратно в тот день возвращались немногие, так что насладиться зрелищем смогли не все. Паровоз подъехал, подцепился, гудел, выпуская клубы пара. Вокруг суетились счастливые дети и взрослые, все фотографировались. Дежурная по станции ворчала, но машинист, назло ей, пустил нескольких ребят в будку для эффектных кадров.
Ровно в 15:07 раздался мощный, ни с чем не сравнимый гудок, и состав плавно, с характерными для паровоза подергиваниями, тронулся в путь. Эта короткая поездка стала главным впечатлением дня.
Размышления после поездки
Люди, придумавшие и реализовавшие этот проект, спасли уникальную Бологое-Полоцкую дорогу от разбора и дали ей вторую жизнь. В Европе подобные ретро-маршруты собирают толпы туристов, у нас же это только начинается, и начало положено здесь.
Однако то, что я увидел, вызывает смешанные чувства. Железнодорожная часть – это восторг и история. Но организационные провалы – изменение расписания в угоду иностранным группам, поломка паровоза без своевременного оповещения – бьют по самым преданным энтузиастам, которые тратят время и деньги на такие поездки.
Перевозчику (МТППК) необходимо наладить оперативное информирование пассажиров через все каналы, иметь запасной паровоз и требовать от персонала одинаково вежливого сервиса все дни недели. Местным властям Осташкова тоже стоит подумать о туристах, которых паровоз привозит на несколько часов: организовать экскурсии, сувенирные лавки, трансферы к достопримечательностям. Тогда проект заиграет по-настоящему.
Любопытно, что когда я спросил в официальном сообществе перевозчика о причинах сбоя, они даже не знали, что паровоз в итоге вышел на линию. Хвала тем, кто его починил и отправил в рейс – проще было бы махнуть рукой.
Несмотря на все накладки, сама идея и возможность прикоснуться к живой истории бесценны. Надеюсь, проект будет развиваться, а его организационные шероховатости – сглаживаться.
Еще несколько фотографий со станции Осташков:
Виды из окон поезда:
И несколько кадров Ниловой пустыни – жемчужины Селигера:
