Когда я впервые приехала в Киев, меня буквально ошеломило одно странное явление — повсюду на дорогах и тротуарах стояли какие-то палки, точнее, пластиковые или бетонные столбики. В других городах я видела подобное разве что на обочинах, чтобы машины не заезжали на пешеходные зоны, но здесь они были повсюду, создавая ощущение какого-то хаотичного лабиринта.
В самом центре города целые улицы были буквально усеяны этими столбиками. Они не просто изредка разделяли полосы, а стояли частоколом, образуя настоящие барьеры. Такая же картина наблюдалась и на тротуарах. Зрелище, честно говоря, диковатое и непривычное для глаза.
Поначалу я решила, что, возможно, в городе просто идёт масштабный ремонт или реконструкция дорог, и это временные ограждения.
Горькая правда от местных
Мои догадки развеяли местные друзья, которые лишь рассмеялись в ответ. Они объяснили, что это, к сожалению, на данный момент единственный более-менее работающий способ заставить некоторых водителей соблюдать элементарные правила дорожного движения. Ну или, по крайней мере, не нарушать самые вопиющие из них.
И правда, присмотревшись, я поняла, что в Киеве машины ездят буквально везде, где только могут проехать. Подобной водительской «свободы» я не встречала ни в одной другой стране, даже в Грузии, где, как известно, правила часто основаны на взаимной договорённости между участниками движения, водители ведут себя куда сдержаннее.
Тротуар как полоса для машин
Создаётся впечатление, что многие украинские водители считают тротуар полноценной дополнительной полосой и без зазрения совести используют её для объезда пробок или просто для сокращения пути.
Что удивительно, пешеходы, судя по всему, уже привыкли к такому положению дел и воспринимают это как норму. Они спокойно уступают дорогу автомобилям на собственной, казалось бы, территории, видимо, рассуждая: «А мало ли что может случиться, если не посторониться?».
Вот эти самые столбики и выполняют роль физического сдерживающего фактора. Они хотя бы частично перекрывают нелегальные пути для автомобилей, создавая хоть какие-то границы. Похоже, это действительно единственный действенный метод воздействия на тех, кто игнорирует все остальные способы регулирования.
Оазон порядка в центре и хаос за его пределами
Интересно, что такие меры пока что приняты только в самом сердце города. Стоит немного отъехать от центральных улиц, как начинается настоящий транспортный хаос, где правила часто условны. Остаётся только гадать, появятся ли там подобные «частоколы» или власти найдут иные способы навести порядок.
Метод, безусловно, радикальный и не самый эстетичный. Но самое печальное в этой истории то, что, судя по всему, никакие другие меры — ни штрафы, ни увещевания — просто не работают. Столбики стали вынужденной реакцией на полное игнорирование правил.
И, как ни странно, вспоминая города России, я не припоминаю там такого масштабного и повсеместного явления. Ситуация с дорожной дисциплиной, судя по всему, здесь имеет свою, уникальную специфику.
