Радиоактивный инцидент в поезде Берлин–Москва: что произошло на самом деле

В сети уже несколько дней активно обсуждается тревожная новость о поезде, прибывшем из Берлина в Москву с повышенным радиационным фоном. Я постарался разобраться во всех деталях этой необычной истории и собрал для вас актуальную информацию.

Прежде всего, подтверждаю: этот случай действительно произошел, хотя на первый взгляд кажется чем-то невероятным.

Речь идет о регулярном поезде №14, который курсирует между Берлином и Москвой дважды в неделю. Состав испанского производства Talgo 250, известный в России как «Стриж», включает вагоны четырех классов комфортности: от сидячих мест до люксов. Билет в один конец обойдется минимум в 10 тысяч рублей.

8 октября «Стриж» должен был прибыть на Белорусский вокзал около 20:00. Однако еще за 12 часов до Москвы, при пересечении польско-белорусской границы, пограничники зафиксировали в одном из вагонов значительное превышение радиационного фона.

В столице состав уже ждали специалисты: мобильные химические лаборатории, сотрудники «Радона» и Роспотребнадзора. После высадки пассажиров платформу оперативно оцепили для проведения проверки.

Показатели в десять раз выше нормы

Выяснилось, что источник излучения находился в вагоне с купе для маломобильных пассажиров. Именно там и в соседнем санузле были зарегистрированы самые высокие показатели: уровень гамма-излучения достигал 2,2 мкЗв/ч при московской норме в 0,2 мкЗв/ч.

Около двух часов ночи поезд отправили в депо для проведения так называемой «дезактивации». Полная картина произошедшего до сих пор не ясна.

Специалисты предполагают, что такая ситуация могла возникнуть, если в поезде находился пациент, прошедший радионуклидную терапию — особый метод лечения онкологических заболеваний. Его суть в том, что человеку вводят радиофармацевтический препарат, содержащий радионуклиды, которые воздействуют на опухоль изнутри организма.

Во время терапии таких пациентов обычно размещают в специально оборудованных помещениях с защитными стенами. Пока радиоактивный элемент распадается, и сам человек, и его биологические выделения остаются источником излучения, поэтому контакты с окружающими строго ограничены. Однако после завершения реабилитации пациент становится полностью безопасен для других людей.

Мнение экспертов: опасности для пассажиров не было

Информация о том, кто именно ехал в том вагоне и на какой станции сошел, официально не разглашается. Однако врач, знакомый с принципами радионуклидной терапии, поделился с журналистами некоторыми подробностями.

Эксперты единодушно утверждают: несмотря на десятикратное превышение фона, опасности для здоровья пассажиров не существовало.

«Обычный радиационный фон в Москве составляет 0,2 мкЗв/ч. В данном случае он был выше в 10 раз. Но по данным исследований, риск развития онкологических заболеваний и других негативных последствий облучения возникает при уровне от 100 мЗв/ч.

Здесь не было даже намека на опасное воздействие на человека. Тем не менее, повышенное внимание к этой ситуации оправдано, поскольку пациенты, прошедшие правильную реабилитацию после такой терапии, не должны быть источником излучения», — пояснил председатель Российской научной комиссии по радиологической защите при РАН Виктор Иванов.

Чтобы всегда быть в курсе новых публикаций, подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте, Facebook или Одноклассниках. А в Telegram-канале мы также оперативно публикуем важные железнодорожные новости.