Китайцы как объект зависти
Возьмём, к примеру, китайцев. Сколько раз приходилось слышать разговоры о том, как они богатеют, не считают деньги, летают бизнес-классом и скупают по всему миру предприятия вместе с недвижимостью. Об этом говорят, пишут и вздыхают. То же самое про туризм: «Нам сейчас не по карману путешествовать, а вот китайцы — да, только они и колесят по свету».
Двойственное восприятие
И тут же, в следующем предложении, звучит: «Они везде заполонили!» А дальше следует целый шлейф нелестных эпитетов, самые резкие из которых я, опасаясь обвинений в разжигании вражды, даже повторять не стану. Ведь они, по общему мнению, слишком шумные, ходят толпами, позволяют себе небрежность в одежде и даже могут плеваться на улице.
А ещё им припоминают вырубку леса в Сибири... (словно не мы сами создали для этого условия, поощрили такие сделки и даже позволили узкому кругу избранных товарищей получить от этого свою выгоду).
И в довершение всего — презрительное «низшая раса!». Да и умом, мол, не блещут, идеи воруют, прихватывая заодно и целые заводы!
Парадокс сознания
В этом и заключается парадокс нашего национального сознания: мы до зубовного скрежета хотим так же, с охапкой пакетов от Gucci, продефилировать из супермаркета, но говорим об этом с показным презрением, свысока, с гордым видом, а потом идём тратить свои скромные рубли в ближайшем магазине у дома.
Живой пример
Недавно я стал случайным свидетелем разговора на родном языке. Шла китайская пара возле роскошного тайского торгового центра Emporium, и вслед им прозвучало: «Идут! Безвкусица полная. Шепелявят. Набрали брендов. Могут же себе позволить. Ну да, у них-то денег вагон....».
Да, денег у них и правда много. И коррупционеров своих они строго наказывают, и им совершенно всё равно, что мы думаем об их вкусе или манерах!
Не только к китайцам
Впрочем, точно так же, с тем же пренебрежительным оттенком, мы завидуем и европейцам. Мы даже кавказцам завидуем свысока, хотя тех ещё и побаиваемся.
А вот что интересно: нам, судя по всему, никто не завидует. Я лично спрашивал!
