Недавно я получил письмо с интересным вопросом: «Почему ночные поезда между Москвой и Петербургом такие неторопливые? Неужели за все время модернизаций так и не удалось повысить их скорость?». Оказалось, что ответ на этот вопрос гораздо глубже, чем может показаться с первого взгляда, и затрагивает несколько важных аспектов организации железнодорожного сообщения.
На фото: электровоз ЭП2К с двухэтажным составом прибывает на Ленинградский вокзал в Санкт-Петербурге. Автор снимка: Кирилл Балберов.
Зарубежная техника — не гарантия рекордов
Давайте разберемся с основным заблуждением. Сложившийся образ «Сапсана» как абсолютного скоростного лидера российских железных дорог несколько преувеличен. Если посмотреть на факты, то самый быстрый рейс «Сапсана» из Москвы в Петербург занимает 3 часа 30 минут, но такой поезд всего один в сутки.
На фото: состав «Сапсан». Автор снимка: Кирилл Балберов.
В основном же время в пути этого пооезда колеблется в районе 3 часов 50 минут – 4 часов. Для сравнения: «Невский экспресс», который полностью укомплектован российскими вагонами (их возраст уже превышает 15 лет) и отечественным тепловозом, преодолевает это расстояние за 4 часа 10 минут.
На фото: поезд «Невский экспресс». Фото предоставлено пресс-службой РЖД.
Еще более показательная ситуация на маршруте Москва – Нижний Новгород. Здесь «Сапсан» тратит на дорогу 3 часа 55 минут. А поезд «Стриж» справляется за 3 часа 40 минут. «Но ведь "Стриж" — тоже иностранный состав!», — можете возразить вы. Это верно, однако ведет его российский электровоз! Кроме того, еще до появления «Сапсанов» на этом направлении курсировал «Буревестник» (аналог «Невского экспресса»), который также укладывался в 4 часа.
И окончательный аргумент, развеивающий миф о непревзойденной скорости «Сапсана». С 9 декабря поезд №42 сообщением Великий Новгород – Нижний Новгород ускоряется на участке Москва – Нижний Новгород, проходя его за 4 часа 25 минут. При этом он успевает сделать три остановки общей продолжительностью 9 минут. Это самый обычный состав из российских купейных и плацкартных вагонов.
Я затронул эту тему, чтобы наглядно показать: отечественные производители способны создавать поезда, которые в текущих условиях эксплуатации не будут проигрывать «Сапсану» в скорости. Сам «Сапсан» мог бы быть значительно быстрее, если бы для него были построены специальные выделенные пути. Но на сегодняшний день его скоростное преимущество не столь очевидно, как принято считать.
В чем причина медлительности дневных составов?
Теперь вернемся к главному вопросу читателя — почему обычные поезда между двумя столицами такие медленные?
Возьмем для примера дневные составы, которые следуют транзитом из Петербурга через Москву дальше, на юг или восток страны. Их время в пути на сегодняшний день составляет от 6 часов 35 минут (для скорого поезда «Волга» Петербург – Нижний Новгород) до 11 часов 25 минут (для поездов Петербург – Владикавказ и Петербург – Махачкала).
Все эти поезда потенциально могли бы идти быстрее, но они вынуждены сбрасывать скорость и стоять на перегонах, чтобы пропустить «Сапсаны». Давайте посчитаем. «Волга» в новом расписании (с начала декабря 2019 года) на участке от Москвы до Петербурга делает шесть остановок, которые в сумме занимают 20 минут.
Полагаю, если убрать эти остановки и время, затрачиваемое на торможение и последующий разгон, то получится, что обычный поезд из российских вагонов с отечественным локомотивом способен преодолеть расстояние от Москвы до Петербурга примерно за 5,5 часов, и это без особого напряжения.
Поезд Петербург – Махачкала (Владикавказ) и вовсе за время следования до Москвы делает 13 остановок, общая продолжительность которых составляет около трех часов!
Таким образом, основная причина медленной езды дневных поездов — необходимость уступать дорогу скоростным «Сапсанам».
Так почему же «ночники» тоже не спешат?
И вот возникает закономерный вопрос. Если ночью «Сапсаны» не ходят и никого пропускать не нужно, почему же ночные поезда идут так долго?
Дело в том, что скорость ночных составов намеренно ограничивают. Это сделано для того, чтобы пассажиры могли полноценно выспаться в пути. Эталоном здесь является «Красная стрела» — ее время в пути составляет ровно восемь часов, причем без единой промежуточной остановки. Расписание построено так, что поезд просто не торопится.
Другие ночные поезда, конечно, делают остановки, но у самых известных, фирменных составов, график также составлен таким образом, чтобы время в пути составляло комфортные 8-9 часов.
На фото: время в пути поезда 3/4 «Экспресс» составляет 9 часов. Автор снимка: Кирилл Балберов.
Такая продолжительность поездки считается оптимальной: отправление около 21:00 – 00:00 из одного города позволяет прибыть в пункт назначения в удобное время, между 6:00 и 9:00 утра.
Чтобы не пропускать наши новые публикации, подписывайтесь на нас в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook или Одноклассники. А в Telegram-канале мы также оперативно публикуем важные железнодорожные новости.
