Прошлой весной в железнодорожном сообществе произошел настоящий фурор — на линию вышел модернизированный плацкартный вагон. В нем появились долгожданные шторки для уединения, индивидуальные розетки и USB-порты для зарядки гаджетов, современные светильники и даже специальный столик на уровне верхней полки. Спустя несколько месяцев первоначальный ажиотаж утих, и многие стали задаваться вопросом: а где же теперь эти вагоны и курсируют ли они вообще? Мы провели собственное расследование, чтобы найти ответ.
Модернизированный плацкарт
РЖД постепенно сокращает закупки новых плацкартных вагонов классической конструкции. Тверской вагоностроительный завод, выпустив, вероятно, последние партии для крымских маршрутов, теперь сосредоточится на производстве двухвагонных сцепов, в том числе и плацкартного типа.
Параллельно с этим Тамбовский вагоноремонтный завод «Вагонреммаш» взял курс на глубокую модернизацию старых, отслуживших свой срок плацкартов. На их базе создаются принципиально новые вагоны с современным дизайном и улучшенной эргономикой.
В апрельском интервью создатели проекта — Дмитрий Назаров и Рейхане Нуре — делились со мной своим видением. Они рассказали, что полностью отказались от унылой сине-серой гаммы традиционных плацкартов, стремясь создать по-настоящему уютное и комфортное пространство для пассажиров.
Одним из заметных улучшений стали новые, более удобные лестницы для подъема на вторую полку.
Но главным хитом, безусловно, оказались индивидуальные шторки, позволяющие отгородить свое личное пространство от общего вагонного.
Даже привычные «полки» претерпели изменения. Теперь это скорее мягкие и удобные диваны, на которых приятно проводить время в пути.
Для пассажиров верхних мест появилась полезная деталь — столик-корыто, расположенный на удобной высоте.
Разработчиков не раз критиковали за решение убрать традиционные рундуки под нижними полками. Однако они приводят веские аргументы: во-первых, это требование современных норм антитеррористической безопасности, и все производители сейчас идут по этому пути. Во-вторых, отсутствие рундука и смещение штанг для одежды позволило освободить больше места для багажа под сиденьем.
На замечания по поводу замены традиционного титана на пурифайер, который нагревает воду только до 97°C, а не кипятит ее, создатели отвечают так: температура в 97 градусов является достаточной для обеззараживания воды, а многоступенчатая система фильтрации гарантирует ее чистоту. Кроме того, новое устройство теперь подает и охлажденную питьевую воду, чего раньше в поездах не было.
Где эти чудо-вагоны
Сразу после презентации вагон вызвал невероятный ажиотаж. Каждый хотел опробовать новинку в деле. Однако со временем информационный шум утих, блогеры перестали о нем писать, а новости исчезли с лент интернет-СМИ. Но мы не забыли, что эти вагоны должны где-то ездить — ведь к концу года обещали выпустить 50 штук, а с большой помпой в марте запустили всего один (кстати, мои личные впечатления от поездки в нем можно прочитать здесь).
В пресс-службе Федеральной пассажирской компании, которая и эксплуатирует эти составы, мне пояснили, что на текущий момент в регулярном сообщении уже работают четыре таких вагона. Их можно встретить в поездах № 11/12 Москва – Анапа и № 19/20 Москва – Ростов-на-Дону.
«До конца года их количество планируется увеличить до 50 единиц. Помимо этих двух поездов, в ноябре модернизированные плацкартные вагоны появятся в составе поезда Москва — Новороссийск, а в декабре — Москва — Саранск», — сообщили мне представители ФПК.
Как найти новые вагоны
Пока что попасть в такой вагон — дело случая. На официальном сайте РЖД и в приложении они никак специально не отмечены. Так что здесь все зависит от везения.
Кстати, снаружи они ничем не отличаются от обычных плацкартных вагонов, так что опознать их заранее практически невозможно.
