Несостоявшаяся электрификация: почему Крымский мост откроют без проводов

К открытию железнодорожной части Крымского моста в начале декабря 2019 года подведут не электрифицированные пути. Это решение, принятое втихую, вызывает множество вопросов, ведь еще недавно власти уверенно говорили о запуске скоростных электропоездов «Ласточка».

Фото: сайт Крымского моста

Тепловоз вместо электровоза

Первые пассажирские составы должны отправиться в Крым в первых числах декабря. Этот срок не раз озвучивали и транспортные чиновники, и президент Владимир Путин. Однако до сих пор не начата продажа билетов, официально не объявлен перевозчик (хотя известно, что им станет «Гранд Сервис Экспресс»), не опубликовано финальное расписание.

Но настоящим ударом для меня стала другая новость: Крымский мост так и не электрифицируют.

Недавно в сети появилось видео первых испытаний тепловоза на перегоне. На кадрах отчетливо видно полное отсутствие контактной сети.

Никаких проводов не видно и на официальных фотографиях с сайта проекта.

Фото: сайт Крымского моста

«Были предусмотрены места»

Я был буквально ошеломлен, прочитав недавнее заявление ТАСС.

«Железнодорожная часть Крымского моста построена с таким расчетом, что может быть электрифицирована в случае принятия такого решения», – передает агентство слова начальника ФКУ «Упрдор "Тамань» Кайрата Турсунбекова.

«При строительстве были предусмотрены закладные места для дальнейшей электрификации. На этих местах могут быть смонтированы опоры контактной сети», – пояснил он.

Создается впечатление, что все идет по плану и так и было задумано. У меня же возникло ощущение дежавю: я прекрасно помню новости о планах запуска «Ласточек», о замене локомотива с электрического на тепловозный на станции Багерово (первой после въезда в Крым, за которой начинается неэлектрифицированный однопутный участок)...

Фото: сайт Крымского моста

Пришлось покопаться в архивах новостей. Вот что удалось найти в материале РБК за декабрь 2018 года:

«Росжелдор отменил тендер на электрификацию железнодорожной части Крымского моста. Как позднее пояснил представитель Минтранса, его отложили на следующий год из-за переноса дороги, на пути которой оказался древний город».

«До конца 2019 года»

В той заметке, однако, речь шла лишь об отмене тендера, а не об отказе от самой идеи электрификации. Вот прямая цитата:

«Представитель Минтранса (ему подведомствен Росжелдор) сообщил РБК, что тендер на электрификацию участка Тамань —​ Багерово был перенесен на первый квартал 2019 года "в связи с необходимостью корректировки трассы для сохранения найденной археологической находки на ней".

Минтранс будет электрифицировать все участки железной дороги в Крыму и Севастополе поэтапно, рассказал представитель ведомства. По его словам, первый этап (электрификация участка от Тамани до Багерово) завершится по графику до конца 2019 года».

Фото: Вконтакте / Крымский мост

Участок от Тамани до Багерово – это как раз и есть Крымский мост. Получается, что еще девять месяцев назад в ведомстве были уверены в его скорой электрификации. Решение об отказе от нее приняли без лишнего шума, а теперь преподносят как изначальный замысел.

Вспоминаю, как в марте 2019 года проезжал станцию Багерово на пригородном поезде и снимал на видео уже установленные опоры для будущих проводов.

А нужны ли провода?

Что на практике означает отсутствие электрификации?

На время в пути пассажирских поездов это, думаю, не повлияет. Смена электровоза на тепловоз и обратно теперь будет происходить со стороны Краснодарского края, а не в Крыму.

Стоит ли вообще говорить об экологии в нашей стране и в Крыму в частности – большой вопрос. У нас она, как правило, находится в конце списка приоритетов. Но факт остается фактом: дымящие тепловозы значительно уступают бесшумным и чистым электровозам как по экологичности, так и по экономичности.

Что действительно важно, так это то, что теперь, скорее всего, не будут торопиться с запуском «Ласточки» по маршруту Анапа – Симферополь, который ранее анонсировали. Впрочем, ее можно пустить и по уже опробованной в России схеме – с тепловозной тягой.

Возможно, в отсутствии проводов нет катастрофы, но крайне показателен сам подход. Решение объявили постфактум, когда строительство уже завершено, да еще и делают вид, что так и планировалось. Это, простите, выглядит как обман.

Подписывайтесь на наши страницы в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы быть в курсе новых публикаций. А в Телеграме мы также оперативно публикуем важные железнодорожные новости.