Фото — beton-house.com
Когда я впервые услышал о судах из бетона, то отнесся к этому с недоверием. Однако реальность превзошла ожидания: в Крыму я обнаружил затопленные останки такого корабля, а на Украине видел собственными глазами, как по Днепру под парусами ходят настоящие яхты, сделанные из этого, казалось бы, совершенно неподходящего материала.
Загадка Керченского полуострова
Мой интерес к теме начался именно с крымской находки. Стоя на пустынном берегу напротив поселка Яковенково, на территории Опукского заповедника, я долго не мог понять, что торчит из воды. Это не было похоже на обычный пирс — слишком уж одиноко и не к месту. Лишь позже я узнал, что смотрю на остатки настоящего корабля.
Сейчас от него мало что осталось, но кое-что выдает морское прошлое — например, уцелевшие кнехты, за которые когда-то крепили швартовы.
Оказалось, это обломки грандиозного инженерного проекта — 130-метрового плавучего дока из бетона, способного поднимать 6000 тонн. Его построили еще до войны, а в ноябре 1941 года, в самые тяжелые дни, переоборудовали в гигантскую баржу. На этом необычном судне эвакуировали практически весь Камыш-Бурунский завод, пытаясь спасти оборудование от наступающих немецких войск.
Увы, до Новороссийска баржа так и не добралась. Во время авианалета она получила пробоину и затонула именно здесь, на этом безлюдном берегу. Местные старожилы рассказывают, что после войны окрестные жители долго находили на песке «богатства» с затонувшего судна — детали станков, комбайновые моторы, швейные машинки и посуду.
Живые легенды: яхты из бетона
Фото — earth-chronicles.ru
А это — украинская яхта «Норд». И она тоже сделана из бетона, точнее, из армобетона. Ее построили в прошлом веке в Киевском яхт-клубе вместе с яхтой-близнецом «Риф». Видеть, как такая конструкция уверенно рассекает волны Днепра, — зрелище удивительное.
На самом деле, бетонные корабли в XX веке, особенно в его первой половине, не были диковинкой. Технология считалась прогрессивной и даже более перспективной, чем строительство из металла или дерева.
Мировая история бетонного флота
Были среди них и военные суда. Одно из самых известных — американский S.S. Atlantus. Спущенный на воду в декабре 1918 года, он стал вторым в мире кораблем из бетона и использовался для репатриации американских солдат из Европы после Первой мировой. Правда, век его оказался недолгим — уже через два года судно списали.
Фото — kladembeton.ru
Другая знаменитость — танкер S.S. San Pasqual. Спущенный в 1920 году, он уже через год попал в жестокий шторм и получил серьезные повреждения. Три года его безуспешно пытались отремонтировать, а потом превратили в плавучий склад у берегов Кубы. История у этого судна была бурная: во время кубинской революции его использовали как тюрьму для противников Че Гевары, потом он стал рыболовным клубом, а в 1990-х его даже переделали в отель. Сейчас, увы, это просто заброшенная ржавеющая конструкция.
Взлет и падение технологии
Фото — beton-house.com
Почему же технология, которая казалась такой перспективной, в итоге не завоевала мир? Причины ее первоначального успеха были вескими.
Во время Первой мировой войны потребность в кораблях резко взлетела. Их нужно было строить быстро и много. Бетонная технология позволяла делать это в разы быстрее, чем традиционная металлическая. Для нее не требовалось огромного количества высококвалифицированных судостроителей, которых и так не хватало. Второй ключевой фактор — стоимость. Бетонные суда обходились в десятки раз дешевле стальных. Инженеров также привлекали очевидные преимущества материала: он не ржавел и не горел.
Фото — earth-chronicles.ru
Однако в процессе эксплуатации выявились серьезные недостатки. Бетон оказался гораздо более хрупким, чем сталь. Большинство таких судов служило недолго. Ремонтировать их было невероятно сложно — нельзя применить ни сварку, ни клепку. Кроме того, бетон тяжелее металла, поэтому суда имели большую осадку, были менее маневренными, плохо переносили шторма и «съедали» намного больше топлива.
Так что бетонные корабли — это не фейк и не миф. Они — реальная, хоть и тупиковая, страница в истории судостроения. Где-то они лежат на дне, как в Крыму, а где-то, как яхты на Днепре, все еще бороздят водные просторы, вызывая удивление и любопытство.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме онлайн в сторис и публикациях.
