«Коммуна»: самый старый действующий военный корабль в мире

Мне выпала уникальная возможность — подняться на борт этого легендарного судна. Хочу поделиться с вами впечатлениями и показать, как сегодня выглядит спасатель подводных лодок «Коммуна».

Ветеран в строю

Этому кораблю уже перевалило за сотню лет службы, и он по-прежнему числится в составе Военно-Морского Флота. Причём это не просто музейный экспонат на приколе — судно регулярно выходит в море и выполняет реальные задачи. Это единственный в мире действующий военный корабль такого почтенного возраста.

Увидеть «Коммуну» своими глазами может практически любой, кто бывает в Крыму. Она входит в состав Черноморского флота России и постоянно базируется в Севастополе. Если пройти к военным причалам в Стрелецкой бухте, там можно разглядеть этого морского долгожителя.

История длиною в век

Строительство судна началось ещё в 1912 году, на воду его спустили в 1913-м, а в состав императорского флота оно вошло в 1915-м под именем «Волхов». Изначально корабль служил плавучей базой для подводных лодок: перевозил запасные торпеды, топливо, снаряжение, а также служил плавучим общежитием для экипажей субмарин.

Параллельно «Волхов» использовали для подъёма затонувших подлодок — только в 1917 году провели две такие операции.

31 декабря 1922 года судно переименовали в «Коммуну». Под этим именем оно служит до сих пор — сначала в составе ВМФ СССР, а теперь России.

Секрет долголетия

Столь долгая служба была заложена ещё при строительстве: корпус «Коммуны» изготовлен из высококачественной путиловской стали.

Несмотря на почтенный возраст, корабль и сегодня в отличной форме — конечно, не без регулярного технического обслуживания и ремонтов.

Конструкция и оснащение

По своей конструкции «Коммуна» — катамаран. В пространство между её корпусами раньше заходили дореволюционные подлодки. Сейчас там размещается подвижная платформа с современным спускаемым аппаратом для проведения спасательных и подводных работ.

Вид на платформу и надстройку с нижней палубыВид на платформу и надстройку с нижней палубыВид на платформу и надстройку с нижней палубы

Главный инструмент

Сердце «Коммуны» — рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (РТНПА). Он способен погружаться на глубину до 1 километра, оснащён гидролокаторами для поиска подводных объектов, может поднимать грузы весом до 150 кг, перерезать кабели и выполнять другие сложные задачи.

Аппарат оборудован четырьмя видеокамерами и парой сменных манипуляторов, каждый из которых предназначен для конкретных операций: захвата объектов, установки радиомаяков, работы с тросами, резки.

Так выглядит капитанский мостик столетнего корабля

Запасные винты на главной палубе

Силовая установка

Изначально на «Коммуне» стояли два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. Позже их заменили аналогичными двигателями Коломенского завода, а в 1954 году установили голландские дизели со схожими характеристиками.

Корабельные раритеты

На борту сохранилось несколько исторических артефактов. Помимо табличек с дореволюционной орфографией (с буквой «ять») и советских указателей, особого внимания заслуживает пианино в офицерской кают-компании. Оно стоит здесь со времён постройки судна, пережив революцию, Великую Отечественную войну и всю советскую эпоху.

Как ему это удалось? Всё просто — вынести его невозможно из-за несоответствия габаритов инструмента и дверных проёмов.

На службе у Черноморского флота

На Чёрное море «Коммуна» прибыла в 1967 году, совершив межбазовый переход с Балтики вокруг всей Европы, и с тех пор её домом стал Севастополь...

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме онлайн в сторис и публикациях.