Вся эта история, как ясно из названия, прошла под нашим собственным девизом: «Я знаю короткую дорогу!». Добраться до озера Чёрное можно было двумя путями. Первый — по асфальту, а потом еще около 11 километров по несложному грунту. Второй — напрямик, через серьёзное бездорожье, но зато по карте короче. Разумеется, мы выбрали второй вариант — куда же без приключений?
Начало пути и первые сомнения
Сначала всё шло гладко. Наша колонна двигалась за ШНивой, которая уверенно прокладывала путь по неглубокому, по щиколотку, снегу.
Первые трудности начались почти сразу на развилке. Навигаторы показывали разные маршруты, а иногда и вовсе предлагали ехать напрямую через поля. Забравшись на один из холмов, мы поняли, что ошиблись, и решили вернуться, чтобы попробовать другую ветку.
К этому времени снежный покров стал значительно глубже, и даже подготовленные внедорожники продвигались с заметным трудом.
Дорога сужается и появляются новые испытания
Вскоре тропа сузилась до ширины одного автомобиля, а что ждало впереди, было неизвестно. На разведку отправилась боевая Нива, а мы, затаив дыхание, наблюдали за её манёврами, готовясь повторить её путь.
Узкое место под названием «Чумазик» мы преодолели благополучно, а вот дальше машина пошла на диагональ.
Пока мы помогали товарищу, сами решили свернуть чуть раньше и проложить новую колею, которой позже воспользовалась вся колонна. Выбравшись на более-менее накатанную дорогу, мы с досадой осознали: если бы свернули на правильной развилке, то оказались бы здесь же, но без лишних хлопот. Впрочем, без приключений и ехать было бы скучно!
Лесные блуждания и первая серьёзная засада
Дорога уходила в лес, и навигаторы, наконец, показывали её, так что мы успокоились. Но ненадолго — вскоре мы упёрлись в тупик, а электронные помощники снова начали вести нас по прямой через непролазную чащу.
Пришлось разворачиваться и возвращаться к тому самому холму, с которого мы начинали свой крюк.
Подъём осложнялся глубоким снегом. Впереди идущая Нива застряла. Мы ринулись на выручку, но, неудачно затормозив, потеряли ход и сами крепко сели на брюхо. Снег оказался неожиданно глубоким, а плотный наст не давал колёсам зацепиться.
Нашу ШНиву удалось протолкнуть вперёд ровно до границы, которую вручную расчистили лопатами. Даже цепи не спасали. Пока мы возились с ними, подъехали егеря и, окинув наш караван опытным взглядом, заявили, что на таких машинах нам здесь делать нечего.
Зато от местных мы узнали важную деталь: буквально в паре метров левее снега почти не было. Золотистый Шевик воспользовался этим и продвинулся вперёд, чтобы вытянуть нас. Но попытка не увенчалась успехом — теперь сидели уже две машины.
Пока мы бились с ШНивой, остальные откопали боевую Ниву. Она вернулась и с помощью лебёдки благополучно вызволила обе застрявшие машины.
Разделение колонны и полевой ремонт
Дальше начались долгие блуждания по развилкам в надежде наконец найти верную тропу. В процессе золотистый Шевик и Таун Эйс отстали, а позже и вовсе поехали своим маршрутом. Мы не слишком волновались, так как связь по рации сохранилась. На двух Нивах и ШНиве, слепо доверяя навигатору, мы заехали в такие дебри, куда в здравом уме и пешком-то не каждый полезет.
И снова тупик. Боевая Нива ушла вперёд и увязла в сугробах выше капота, выбираясь оттуда несколько часов. Мы же, начав разворачиваться, обнаружили, что у камуфлированной Нивы отказал передний привод. Пришлось браться за инструменты — на заднем приводе из этих мест было не выбраться. Тут и на полном с лебёдкой еле справлялись.
На ремонт ушло ещё пара часов. Тем временем вторая часть нашей группы сообщила по рации, что, кажется, нашла нужную дорогу. Мы тронулись в путь, ориентируясь на их подсказки.
Понять, о каких именно поворотах шла речь, было сложно, поэтому я постоянно сворачивал на подозрительные ответвления, проверяя их на наличие свежих следов. В конце концов мы воссоединились с ожидавшими нас машинами и продолжили путь всем составом.
Финал первого дня: озеро в темноте
Солнце клонилось к закату, а ведь выехали мы «срезать путь» ранним утром. Наконец мы выбрались на трассу, чтобы почти сразу снова свернуть на бездорожье, где снег сменился глубокой грязью. К тому моменту я уже полностью потерял чувство времени и ориентацию в пространстве, так что описать финальный отрезок пути в деталях не смогу.
В полной темноте, измотанные, мы добрались до озера. Разбили лагерь и принялись за ужин (или это был уже завтрак?). Как бы то ни было, несмотря на усталость, мы просидели у костра до глубокой ночи — впереди был целый день отдыха.
Следующий день мы посвятили изучению озера, неспешному общению, шашлыкам и, конечно, долгому сну.
Новый день — новые приключения
На следующий день мы решили двинуться к Ведьминому озеру. Естественно, снова коротким путём, через бездорожье. Остановившись свериться по картам, обнаружили, что боевая Нива отказывается заводиться.
Диагностика показала печальный результат: вышел из строя механический натяжитель цепи ГРМ, и клапаны встретились с поршнями.
Колонна разделилась окончательно. ШНива и две Нивы отправились домой, а мы с Таун Эйсом решили всё-таки разведать дорогу до Ведьминого озера. Нас снабдили бензином и провизией, и мы двинулись в путь.
Финальный рывок и легенды
Дальше фотографировать было практически некогда. Тяжёлый мокрый снег, по которому машина скорее скользила вниз, чем катила вперёд, сменялся глубокими грязевыми колеями. Нервы подтачивало стремительно тающее топливо, особенно много его ушло на часовой штурм заснеженного подъёма. Успокаивало лишь плескание десяти литров бензина в канистре на заднем сиденье.
Наконец мы добрались до асфальта, заправились и двинулись к цели. Но, едва свернув с дороги, упёрлись в кордон. Пешком проход был свободен, а на машинах — категорически нет, дорога сочли слишком опасной. От местных удалось узнать, что есть ещё один путь, проезжий только для «квадратных» УАЗов. Это нам предстояло проверить в следующий раз!
В интернете ходят легенды, что на дне Ведьминого озера лежит целый пансион или лагерь, смытый селем. Как выяснилось, никакого пансиона на берегу никогда не было. Была лишь баня, которую действительно унесло в озеро, но перед этим из неё успели вынести всё, что не было прибито намертво. Вот такая история.
