Чьи теперь Соловки: как Карелия перехватывает туристический поток у Архангельской области

Мои знакомые из Архангельска подняли очень любопытный вопрос, который заставляет задуматься о региональной политике и туризме.

Потерянные возможности Архангельска

Ситуация с Арктическим форумом довольно показательна: раньше его регулярно проводили в Архангельске, что придавало городу вес и приносило доход. Теперь же форум переместили в Санкт-Петербург, и Архангельск лишился этого важного события. Похожая история и с Музеем Полярных конвоев — его решили открыть в Питере. Конечно, это не мешает создать аналогичный музей и в Архангельске, но сам факт такого выбора символичен.

Вечный вопрос: Соловки — чьи они?

А что же Соловецкие острова? Формально они по-прежнему входят в состав Архангельской области. Однако, как выяснилось, уже с 1950-х годов Карелия активно добивается их передачи в свой состав, направляя официальные запросы в Москву. Тогда Архангельской области удалось отстоять архипелаг, но сегодня ситуация изменилась.

Фактически, Карелия сумела создать условия, чтобы получать основную выгоду от туристического потока на Соловки. Я в этом убедился лично, побывав в Петрозаводске. Заходя в сувенирные лавки, я с удивлением рассматривал фотоальбомы «Достопримечательности Карелии», где Соловецкий архипелаг был представлен как часть республики. В ресторане национальной кухни в меню, рядом с перечнем традиционных блюд, черным по белому было написано, что Соловки — это самая северная точка Карельского края. (Цитаты из источника).

Логистика как решающий фактор

Географически Соловки расположены примерно на равном удалении и от Архангельска, и от карельского побережья. Добраться туда можно двумя путями: по воздуху из Архангельска или по морю из карельского города Кеми.

Однако с этого года ситуация с авиасообщением из Архангельска резко ухудшилась. Рейсы из удобного аэропорта Талаги, который был в десяти минутах от города и имел стыковки с московскими направлениями, отменили. Теперь лететь приходится из аэропорта Васьково, до которого нужно долго ехать по разбитой дороге. Оттуда на архипелаг летает небольшой самолет Л-410, билет в одну сторону на который стоит больше 7500 рублей. А летом 2019 года и эти рейсы заменят на вертолеты Ми-8Т, что сделает перелет еще дороже. (Цитата из источника).

На фото военные корабли на Соловках (1969 год)

В то же время морской переезд из Кеми обходится в среднем в 2000 рублей. Да и добраться до самой Кеми из Москвы, Петербурга или других городов, как правило, дешевле, чем до Архангельска. Таким образом, логистика сейчас полностью играет на руку карельским туроператорам.

Туристический триумф Карелии

В итоге получается очень гармоничная картина для Карелии. Пусть и неофициально, но у республики теперь есть три знаковых туристических объекта, куда можно возить путешественников: Валаам на Ладожском озере, Кижи на Онежском озере и Соловки в Белом море. Для самих туристов, я уверен, неважно, из какого региона они отправляются на Соловки. Главное — удобство и возможность сэкономить.

А Архангельская область, как это часто бывает, остается в стороне, наблюдая, как потенциальные доходы и туристический престиж уплывают к соседям.