Как изменятся цены на железнодорожные билеты в 2020 году: плацкарт, купе и будущее регулирование

Федеральная антимонопольная служба официально утвердила повышение тарифов на поезда дальнего следования в 2020 году, одновременно временно сохранив государственное регулирование цен для плацкартных вагонов. В этой статье я подробно расскажу, что именно означают эти решения и как на практике изменится стоимость проезда для пассажиров в разных категориях вагонов.

Плацкартные и общие вагоны: государственное регулирование

На текущий момент стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах (последних, впрочем, осталось очень мало) по-прежнему устанавливается и контролируется государством. О том, какие изменения могут произойти в этой сфере в перспективе, я расскажу в завершающей части материала.

Итак, в 2020 году базовый тариф для этих категорий вагонов вырастет на 3,5% по сравнению с уровнем 2019 года.

Однако важно понимать, что рост на 3,5% не означает простого арифметического увеличения. Нельзя просто взять и прибавить эти проценты к цене билета за 2019 год. Система ценообразования здесь немного сложнее и включает в себя так называемые сезонные коэффициенты. Зная их график, можно планировать поездки на наиболее выгодных условиях.

Коэффициент, равный единице (то есть период, когда действует чистая государственная цена без надбавок), обычно длится недолго. В сезоны высокого спроса — например, летом или в праздничные дни — применяется повышающий коэффициент (больше единицы). В периоды низкой пассажирской активности, такие как межсезонье весной и осенью, наоборот, действует понижающий коэффициент (меньше единицы). По заверениям РЖД, в среднем за год стоимость билетов как раз и соответствует установленному государством тарифу.

Таким образом, заранее изучив график гибкого регулирования, можно выбрать время для самой экономичной поездки в плацкарте. Актуальный график можно найти по специальной ссылке (на момент подготовки этого материала график на 2020 год еще не был опубликован).

Купейные вагоны, СВ и люксы: динамическое ценообразование

С ценами на билеты в купейные вагоны, а также в вагоны СВ и люксы ситуация иная и менее предсказуемая. Здесь стоимость формирует сам перевозчик, и спрогнозировать точную цену на конкретную дату заранее практически невозможно.

Причина в том, что Федеральная пассажирская компания (ФПК) использует динамическую систему ценообразования. Она в автоматическом режиме рассчитывает стоимость каждого места на конкретный рейс и дату, учитывая множество факторов. Основной принцип прост: чем выше спрос, тем выше цена. Поэтому, как и в случае с плацкартом, летние поездки обходятся дороже зимних.

Но есть ключевое отличие: в плацкарте цена на конкретную дату фиксирована, независимо от того, когда вы покупаете билет. В купейных же вагонах система динамического ценообразования («динамо») постепенно увеличивает стоимость оставшихся мест по мере их продажи. Это значит, что билет из Москвы в регионы, купленный в пятницу летом прямо в день отправления, может стоить в разы дороже, чем тот же маршрут в понедельник зимой, если приобрести его за 90 дней до поездки.

Динамическая система применяется на 95% направлений ФПК. На оставшихся 5% маршрутов цена будет проиндексирована на те же 3,5%, что и в плацкарте, и для них также действует свой график гибкого регулирования.

Что ждет плацкарт в будущем: отмена регулирования

В 2020 году всё будет работать по уже описанной схеме. Однако в перспективе ситуация может кардинально измениться.

И Федеральная антимонопольная служба, и РЖД уже высказались в пользу отмены государственного регулирования цен на плацкартные билеты на некоторых популярных направлениях (например, в центральной России и на юге). В настоящее время ведется разработка соответствующей методики.

С большой долей вероятности в будущем в плацкарте также будет внедрена динамическая система ценообразования. ФАС заявляет, что в процессе согласования с РЖД старается разработать такие методики расчета, которые позволят сохранить цены на социально приемлемом, доступном уровне.

Главная опасность полной дерегуляции этого сегмента заключается в утрате важной психологической и ценовой привязки для пассажира. Сейчас человек видит: «Плацкарт стоит 2000 рублей, значит купе за 1500 — выгодно, а за 5000 — явно перебор». Если эта ориентировочная планка исчезнет, у перевозчика появится возможность устанавливать цены, например, в 4000 рублей за плацкарт и 5000 за купе на одном направлении. Это может стать серьезной проблемой для бюджетных пассажиров. Остается надеяться, что сейчас как раз и создаются те защитные механизмы, которые не допустят подобного сценария.

Чтобы быть в курсе новых публикаций и важных железнодорожных новостей, подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook или Одноклассники. А в Telegram-канале мы оперативно публикуем самые значимые события из мира железных дорог.