Высотная работа на Крайнем Севере: когда связь важнее правил

"Тридцать градусов мороза, метель, и перед тобой стометровая башня" – так для многих начинается рабочий день, но для Сергея Кунавина это привычная реальность.

Скоро, надеюсь, выйдет большая статья про очень интересного читателя zorkinadventure – Katana1100, он же Сергей Кунавин. Меня всегда поражал этот парадокс: допустим, о каком-нибудь популярном певце вроде Димы Билана (просто первое, что пришло в голову, без подтекста) знают практически все. А о настоящих, по-настоящему крутых мужчинах вроде Сергея – только его непосредственные работодатели и узкий круг знакомых. А между тем, именно благодаря таким людям, как Katana1100, в отдалённых посёлках и городах появляется связь: жители, наконец, могут позвонить родным, решить срочные вопросы. И чтобы это стало возможным, Сергею приходилось часами работать на огромной высоте, мёрзнуть, пока его буквально засыпало снегом.

Так выглядят обычные рабочие будни Сергея.

Мы с Сергеем активно готовили материал, много переписывались, но потом я уехал в длительную командировку, а аккаунт Сергея во «ВКонтакте» почему-то удалился. Эта заметка – своего рода анонс будущего большого материала о невероятно сложной работе Кунавина, а заодно и просьба к нему выйти со мной на связь (например, написать на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.): очень важно вместе проглядеть готовый текст, чтобы не было никаких фактических ошибок.

Монтажник связи, для которого 50 метров – это минимум

Сергей Кунавин – профессиональный монтажник связи. Как он сам говорит, в какой-то момент он просто перестал брать заказы «ниже чем на 50 метрах». И трудиться ему доводилось в самых суровых условиях, например, на Крайнем Севере, в Новом Уренгое. Вот несколько ярких цитат из его рассказа (полная версия будет позже):

С детства я мечтал стать летчиком, но здоровье не позволило. А тяга к высоте осталась.

Страха высоты у меня нет, скорее наоборот – иногда наверху мне даже спокойнее и комфортнее, чем внизу, на земле. Поэтому, когда представилась возможность устроиться монтажником связи, я сразу согласился. Идеальная работа: целыми днями быть на высоте, приносить реальную пользу людям, да ещё и получать за это достойные деньги. Со временем я действительно перестал рассматривать объекты ниже 50 метров. Меня часто спрашивали: зачем тебе такая сложная и опасная работа? Что ты хочешь доказать себе или другим? А мне просто нравится ставить перед собой по-настоящему трудные задачи и находить пути их решения.

На рабочем месте. Вот что он вспоминает: "Нашу бригаду, которую я собрал, в компании называли 'оперативной'. Нас всегда отправляли на самые сложные и срочные объекты, потому что мы могли выполнить полный цикл работ по монтажу базовых станций. А для этого нужно быть мастером на все руки: сварщиком, электриком, слаботочником, монтажником металлоконструкций, строителем-универсалом, специалистом по системам вентиляции и кондиционирования, и, само собой, профессиональным промышленным альпинистом".

Подниматься на сто метров по вертикальной лестнице башни – это серьёзная физическая нагрузка. А если добавить к этому мороз, скажем, в -15 градусов... Из-за этого всегда стараешься сделать абсолютно всё за один подъём. Просто представь: спустился, отогрелся в машине, а потом снова нужно лезть наверх, в холод... Нет уж, лучше потерплю и помёрзну ещё, зато закончу работу за один заход.

А потом ты запускаешь базовую станцию и видишь цифры, понимаешь, сколько людей одновременно разговаривают благодаря тебе.

За годы работы случалось разное. В такой профессии ежедневный риск становится частью нормы. Был, например, случай в Новом Уренгое, когда время поджимало, а нужно было срочно протянуть оптический кабель. По инструкции, тянуть такой кабель можно только до -15°C, при более низкой температуре он становится хрупким и может лопнуть. Это была бы катастрофа – кабель очень дорогой, и запасного на объекте не было. А на улице в тот день было около -30°C и дул сильнейший ветер. И вот в три часа ночи я, как самый опытный в бригаде, остался один на объекте (остальных перебросили на другую задачу). Работать промышленным альпинистам в одиночку строго запрещено – если что-то случится, помочь будет некому. Работать ночью – тоже запрещено. В сильный ветер – категорически нельзя. Но выбора у меня не оставалось – сроки сдачи объекта горят.

И вот когда ты всё сделал, закончил, спустился вниз в аппаратную, включаешь оборудование – и видишь эти зелёные индикаторы. Значит, всё работает, значит, я не повредил тот самый оптический кабель! Это чувство – настоящая эйфория и счастье.
А потом ты запускаешь базовую станцию и наблюдаешь за цифрами на экране, осознавая, сколько людей в эту самую секунду разговаривают друг с другом благодаря тебе. Они даже не догадываются, чего тебе стоила эта их возможность – просто позвонить близким, решить какие-то свои дела... Но ты сам невероятно рад, что смог им это дать, и в этом – главная ценность такой работы.

Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!Присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.