Разговоры о том, что оператор премиального состава «Гранд Экспресс» может начать обслуживать маршруты в Крым, ходили давно, но всё оставалось на уровне слухов. И вот я обратил внимание на интересный ход: перевозчик запустил второй поезд из Москвы в Санкт-Петербург, причём в его составе появились плацкартные вагоны. Это уже серьёзный повод для размышлений.
Что представляет собой «Гранд Экспресс»?
«Гранд Экспресс» – один из двух частных поездов, связывающих две столицы. Второй – «Мегаполис». Однако их позиционирование разное: «Мегаполис» делает ставку на комфорт за разумные деньги, предлагая в основном купе и СВ. «Гранд Экспресс» же изначально занял более высокую, почти люксовую нишу.
Пожалуй, это самый дорогой состав на направлении Москва – Санкт-Петербург, где обычные купе – редкость. Основу парка составляют спальные вагоны повышенной комфортности и настоящие «люксы» с собственным душем, включённым питанием и другими привилегиями.
Поезд курсирует с 2005 года, а владеет им компания «Гранд Сервис Экспресс». В 2019 году у неё дважды сменились собственники. От основателей состав перешёл к частному оператору «ТрансКлассСервис» (ТКС), который, впрочем, довольно быстро перепродал актив. Итоговый покупатель и сумма сделки не разглашаются. Известно, что в августе руководство компанией принял бывший чиновник, экс-вице-губернатор Тамбовской области Александр Ганов, как сообщает РБК.
Слухи о крымском направлении
О планах «Гранд Экспресса» запустить поезда в Крым я писал ещё в марте, когда об этом почти никто не говорил. Тогда на такую возможность мне намекнули два источника, близких к РЖД. С тех пор конкретной информации о том, кто будет обслуживать эти маршруты, не появлялось.
Сами РЖД и их «дочка» ФПК не могут работать в Крыму из-за риска санкций. В разное время в числе возможных операторов называли ФГУП «Крымская железная дорога» и некоторых перевозчиков с «материка». В частности, «ФПК-Логистику», которая, возможно, и является конечным покупателем «Гранда».
В начале сентября РБК опубликовал материал, где сообщил, что «Гранд Экспресс» подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Таврия» (историческое название Крыма). Это уже весомый аргумент в пользу слухов.
В самой компании это прокомментировали довольно осторожно:
«В связи с высокой степенью готовности транспортной инфраструктуры между материком и полуостровом компания рассматривает возможность расширения маршрутной сети». Предварительные оценки туристического спроса показывают, что организация пассажирского сообщения в Крым имеет значительный потенциал с точки зрения как роста пассажиропотока, так и востребованности сопутствующих сервисов. Регистрация товарного знака осуществляется в рамках формирования перспективного плана развития компании».Ожидается, что поезда в Крым начнут ходить в декабре, с вводом нового графика движения (8 декабря). Продажи билетов должны были открыться за 90 дней до отправления, но этот срок уже прошёл, а расписание до сих пор не объявлено. При этом на сети РЖД стали замечать вагоны, которые, вероятно, и предназначены для крымских маршрутов. Они окрашены в корпоративные цвета РЖД, но без нанесённых букв «РЖД». Вот такие вагоны, например, я видел ещё весной в Кирове.
Неожиданный состав на петербургском направлении
16 сентября я с удивлением обнаружил, что между Москвой и Петербургом появился новый поезд. Его обслуживает не ФПК, как большинство пассажирских составов в стране, а компания «Гранд» – тот же перевозчик, которому принадлежит «Гранд Экспресс».
Из Петербурга поезд отправляется под номером 169 в 21:21 и прибывает в Москву в 05:14. В обратную сторону он идёт под номером 170, и его расписание немного меняется от дня ко дню, но из Москвы он обычно уходит ближе к двум часам ночи.
Однако, в отличие от элитного «Гранд Экспресса», в составе этого нового поезда появились более доступные купейные и плацкартные вагоны. Да и расписание сложно назвать премиальным. Сравните цены с оригинальным «Грандом».
Любопытно, что сайт РЖД, судя по всему, не был готов к продаже билетов на такой поезд. В разделе с описанием классов обслуживания разных перевозчиков о плацкарте от «Гранда» нет никакой информации.
Продажи на этот новый состав пока открыты только до 25 сентября.
Лично мне кажется маловероятным, что «Гранд Экспресс» внезапно решил проявить альтруизм и запустить бюджетную альтернативу своему люксовому поезду. Видится более логичная версия: перевозчик готовится к работе в Крыму и отрабатывает процессы на знакомом московско-петербургском направлении. Заодно и вагоны не стоят без дела.
К слову, недавно Росимущество сообщило о покупке в 2019 году 166 новых пассажирских вагонов именно для крымских поездов.
