Неожиданный финиш: как наше арктическое плавание завершилось в Нарьян-Маре

Дорогие читатели, вы наверняка уже догадались — наше летнее путешествие подошло к концу. Да, мы достигли финиша, но должен признаться: этот сезон сложился совершенно не так, как мы предполагали. Реальность внесла свои суровые коррективы.

Знакомый берег

Преодолев почти три с половиной тысячи километров, мы снова, как по волшебству, оказались в Нарьян-Маре. Кажется, это место обладает какой-то магнитной силой — какие бы маршруты мы ни строили, все дороги неизменно ведут сюда. Сейчас, выходя в кокпит, я вижу ту же картину: гаражные кооперативы Кармановки, стайки моторок у причала, вдалеке — портовые краны и разноцветные домики, а неподалёку разгружается потрёпанная баржа. Со стороны может показаться, что экспедиция этого года провалилась.

За гранью планов

Но за этим «провалом» скрывается целая череда испытаний и совершенно новых для нас ощущений. Сейчас, когда я наконец могу вдыхать сухой материковый воздух, а все страхи, ледяной холод и моменты отчаяния остались позади, ловлю себя на мысли: «Чёрт возьми, это было невероятно!».

Остров Моржовец в Белом море

Мы прошли через столько сложностей, пережили за эти месяцы столько всего, что теперь с полным правом можем считать себя закалёнными мореходами. «Да, я не раз штормовал под парусом!», «О да, я дважды снимал яхту с мели в прибойной зоне!», «Ага, за нами три дня гонялись нарьян-марские пограничники, включая военный вертолёт, и умудрились нас потерять — это будет отдельная захватывающая история». Одним словом, материала для рассказов — море, и я очень надеюсь, что вам будет интересно окунуться в эти истории.

А это уже беломорские пограничники. Вообще в этом году мы с погранслужбой крайне часто встречались

Писать дальше я буду не в строгом хронологическом порядке, а как придётся — обо всём понемногу. Многое из происходящего мы не могли оперативно описать из-за дорогой спутниковой связи, которая не позволяла отправлять большие фотоотчёты.

Моржики

Почему мы свернули

Расскажу вкратце, почему мы добрались только до Нарьян-Мара и не пошли дальше на восток. Причины просты и суровы. Во-первых, мы слишком поздно вышли — весь июнь ушёл на доработку лодки. Во-вторых, лето выдалось на редкость неудачным в плане погоды (а нам есть с чем сравнивать, ведь по Заполярью мы путешествуем с 2008 года).

Каждый встречный местный житель подтверждал: год совсем не удачный, ни рыбы, ни зверя. А если проанализировать все полученные нами прогнозы и сопоставить их с реальностью, то окажется, что вся западная Арктика и Субарктика во второй половине лета находилась во власти почти непрерывных штормов, которые безжалостно пожирали наше время.

Конечно, когда мы принимали решение завершить маршрут в Нарьян-Маре, впереди ещё был почти весь сентябрь. Но даже если бы мы добрались до Новой Земли (что было вполне реально), надолго там задержаться не смогли бы, а обратный путь грозил растянуться на недели. Так можно было бы и до первого снега застрять.

Точка принятия решения

Ключевой момент наступил в устье реки Вельт. Мы несколько часов стояли на якоре, сидя в каюте среди разбросанных мокрых вещей, только что потратив три часа на снятие с мели. В тот миг, когда я был морально готов к потере яхты и долгой пешей эвакуации, мы приняли решение — финишировать в Нарьян-Маре. Это был пик упадка сил. Все наши ресурсы иссякли, надежды разбились о песчаные отмели, стало ясно, что время уходит, а погода не намерена меняться. Оставалось лишь поднять геную и устремиться к ближайшему городу.

Такой погоды уже не приходилось ожидать в этом году

Теперь я понимаю, что это было, пожалуй, самым верным решением из всех возможных. И после того, как мы разберёмся с организационными вопросами — найдём жильё, подготовим лодку к зиме, поднимем её в порту — мы окажемся в очень выгодной позиции на следующий год.

Стартовать из Нарьян-Мара невероятно удобно. Сюда легко доставить на машине всё необходимое снаряжение, отсюда рукой подать до многих интересных мест. Так что следующим летом мы приедем сюда как можно раньше и отправимся на восток Арктики, не теряя драгоценное время на прохождение каналов, как в этом сезоне.

Шлюз на реке Свирь

Уроки и поломки

Что ещё могу сказать? Наша лодка показала себя в этих суровых условиях просто великолепно. Конструкция оказалась практически неубиваемой. Однако, как всегда, подвели мелочи. На Вельте отказал навигационный компьютер, затем вышел из строя автопилот. На переходе к острову Колгуев сломался транец-пантограф, на котором крепится мотор, — пришлось чинить его подручными средствами. Часть вещей в каюте пострадала от конденсата, который постоянно заливал внутреннее пространство. Нашу байдарку так потрепало, что теперь её можно только подарить — для серьёзных походов она больше не годится.

Зато впервые за всю нашу походную жизнь не было никаких проблем с электричеством — спасибо ветрогенератору. И нам всегда было тепло и уютно благодаря печке. Каждая поломка стала ценным уроком, и теперь мы точно знаем, какие узлы нужно доработать, чтобы избежать этих проблем в будущем.

Путешествие прошлого года вдоль побережья Швеции и Финляндии оказалось совсем не показательным для оценки яхтинга, лодки и необходимых доработок. Плавание по Балтике — это как нежиться в тёплой ванне с резиновыми уточками. Здесь же мы столкнулись с настоящим морем, где события развиваются строго по закону подлости: ломается и идёт не так абсолютно всё, что только может сломаться или пойти не так.

Дети Индиги

Итог: мы понесли некоторые потери и прошли далеко не запланированный маршрут. Но, Боже правый, как же это было здорово! Особенно приятно об этом вспоминать сейчас, когда весь навалившийся тогда ужас растворился без следа. Таинственные просторы, лежащие восточнее Новой Земли, которых мы так и не достигли за все прошлые походы, манят нас теперь ещё сильнее. Мы уже вовсю строим планы на следующую экспедицию.