Почему метро не работает круглосуточно: техническое обслуживание и экономика

В Москве 7 сентября, в честь Дня города, метро будет работать всю ночь. Это событие заставляет многих задуматься: а почему бы не сделать такой режим постоянным, раз уж иногда это возможно?

Причина первая: ночь — время для ремонта

На самом деле, метрополитен работает круглосуточно, просто ночью — для своих сотрудников, а не для пассажиров. Чтобы утром поезда могли выйти на линию и весь день перевозить миллионы людей, инженерам, ремонтникам и уборщикам нужны эти несколько ночных часов. За это время они успевают провести все необходимые работы: от покраски стен и мытия тоннелей до сложного технического обслуживания путей и подвижного состава. Если бы метро работало и ночью, эти работы стало бы невозможно выполнять без полного закрытия целых линий на несколько дней, что вызвало бы гораздо больше недовольства, чем текущий график.

Причина вторая: вопрос рентабельности

Второй ключевой фактор — экономическая целесообразность. Как отмечал, например, Петербургский метрополитен в своем блоге, ночной пассажиропоток несравнимо мал. Подавляющее большинство организаций работает днем, а ночью активны лишь службы экстренного реагирования, сотрудники которых обычно используют служебный транспорт. Например, в 2017 году ночным поездом в Петербурге за несколько месяцев воспользовались чуть больше 12 тысяч человек, в то время как дневной пассажиропоток составляет миллионы поездок ежедневно. Содержание инфраструктуры и оплата труда персонала ночью просто не окупились бы таким малым количеством пассажиров.

Кстати, в Петербурге есть исключение, подтверждающее правило: один участок метро все же работает по ночам в выходные.

Станция метро «Спортивная». Фото из открытых источников.

Во время разводки мостов челночный поезд между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» помогает горожанам пересечь Неву, соединяя три берега. Это специальное, точечное решение для уникальной городской ситуации, а не массовая практика.