Однажды мы с Виктором Лягушкиным — талантливейшим подводным фотографом — подготовили материал для Men's Health Russia (ссылку оставлю в конце). Речь шла о его экспедиции на заиленное дно Балтийского моря, где вместе с археологами он изучал фрегат «Олег», затонувший ещё в 1869 году. Взгляните на снимки Виктора (на глубине 56 метров сделать такие кадры — настоящее искусство!) и послушайте рассказ его помощника — Богдана Ващенко.
Начало экспедиции
В один из ясных августовских дней от Санкт-Петербурга отошёл экспедиционный катер РК-311. На его борту дрожали от холода восемь человек: капитан, матрос, три подводных археолога, учёный-«сухопутчик» (в его задачи входила обработка находок и данных на поверхности), подводный фотограф Лягушкин и я, его ассистент. Дувший промозглый ветер заставлял меня плотнее натягивать капюшон куртки. Даже летом на Балтике, мягко говоря, не приходится рассчитывать на тепло.
По оценкам археологов, под водами Балтики покоится около 200 000 объектов, причём многие из них сохранились удивительно хорошо. Например, в местной малосолёной воде не обитают морские древоточцы. В Средиземном море эти организмы уничтожают деревянные конструкции за считанные десятилетия, а здесь, недалеко от острова Готланд, сравнительно недавно обнаружили обломки драккара викингов, предположительно затонувшего на рубеже X–XI веков.
Подготовка к погружению
Фотограф Витя вручил мне вспышку — мы начали готовиться. Снаряжение было серьёзным: два баллона за спиной, ещё один на боку, ведь нас ждало трёхчасовое погружение на глубину почти шестьдесят метров. Я прыгнул за борт, придерживая рукой маску и регулятор, чтобы не потерять их от удара о воду.
Первые впечатления от фрегата
Палуба «Олега» возникла подо мной внезапно: из мутной темноты проступил огромный латунный вал шпиля — вертикальной лебёдки, которой когда-то поднимали якорь. Мы перемещались от точки к точке, делая снимки. В обжигающе ледяной воде даже простые действия давались с трудом.
Вот массивные, толщиной больше человеческого обхвата, чугунные пушки. Они до сих пор стоят на деревянных, покрытых илом лафетах, а под ними рассыпаны коробочки с запалами. А вот двухэтажный капитанский мостик с двумя дублирующими друг друга штурвалами (каждый из них вращали по два матроса — в одиночку справиться с управлением корабля было невозможно).
Работа на глубине
Вокруг — кромешная тьма, сквозь которую едва пробивается свет мощного подводного фонаря. Мы опускаемся ниже, и я вижу огромные латунные буквы «Олегъ» — тру их рукой в перчатке, и они всё чётче проступают из ила. Рядом трудятся археологи: линейкой измеряют фрагменты фрегата, тщательно зарисовывают всё специальным карандашом в подводный планшет с пластиковыми страницами. Прежде чем тронуть любой предмет, его фотографируют, измеряют и снимают на видео.
Внутри корабля
Через огромный иллюминатор мы проникаем в офицерскую кают-компанию корабля. Здесь стоит пианино с открытой крышкой (кто-то наигрывал любимую мелодию перед катастрофой?). На полу лежит опрокинутый посудный шкаф, вокруг него в мягкой подушке ила — осколки фарфоровых тарелок. А вот пистолет, принадлежавший кому-то из членов экипажа.
Из 545 человек команды спаслись почти все (529), но взять с собой личные вещи они не успели. Так что теперь «Олег» — настоящий подводный музей военно-морского дела и быта второй половины XIX века.
Возвращение на поверхность
Компьютер наконец показывает, что воздух в баллонах на исходе, — пора возвращаться. Мы с Витей медленно поднимаемся наверх, вода вокруг постепенно светлеет. А я вспоминаю, как в детстве представлял себя благородным пиратом, капитаном Бладом, учил названия мачт и парусов, рассматривал парусники на картинках, но всегда понимал, что это лишь игра воображения. Но нет, какое там воображение? Вот она, моя детская мечта, — лежит у меня под ногами в мутной мгле.
А вот инстаграм Виктора Лягушкина.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации, и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
