Для всех, кто связан с железнодорожной отраслью, существует давняя традиция — раз в два года, летом, посещать отраслевую выставку в Щербинке. В этом году я, как и многие, отправился туда, но впечатления оказались на редкость удручающими. Уровень организации, к сожалению, полностью соответствовал качеству газеты «Гудок», выступившей новым организатором.
Организационная чехарда
С самого начала в этом году с выставкой творилась какая-то неразбериха. Еще в июне я пытался найти актуальную информацию в интернете. На сайте прежнего организатора, «Экспо 1520», красовалось сообщение, что в 2019 году выставка проводиться не будет. Это многих ввело в заблуждение, и люди решили, что салон отменен.
Позже по слухам выяснилось, что мероприятие все-таки состоится — с 28 по 31 августа, но теперь его курирует издательский дом «Гудок», а искать сведения нужно на другом ресурсе. Да и название сменилось на «PRO//Движение.Экспо».
Выбрать даты хуже было невозможно. В эти же дни все уважающие себя транспортные журналисты и эксперты находились на авиасалоне МАКС. Однако пропустить железнодорожное событие я не мог и 31 августа, в день открытых дверей, отправился в Щербинку.
«Лучше бы на речку пошли»
Самым зрелищным моментом подобных выставок всегда был парад локомотивов на испытательном кольце. Когда я подошел к смотровой площадке за десять минут до начала, все удобные места были уже заняты. Сотрудница службы безопасности пыталась криками удержать толпу за условной линией, но ее никто не слушал. Позже появился мужчина в галстуке и отодвинул эту границу метров на тридцать, но и его указания народ проигнорировал, встав так, как было удобно.
Организаторам явно не хватало понимания, как управлять большим скоплением людей. Нужно было продумать рассадку или ограничить продажу билетов. Я даже подумал: хорошо, что в это же время проходил МАКС, куда в тот день отправились более 200 тысяч человек, заплатив за вход. Не будь его, недовольных в Щербинке было бы еще больше.
Объявление в мегафон о том, что мест у путей нет и следующий показ только через четыре часа, звучало удручающе. А сама экспозиция почти не отличалась от той, что была два года назад.
Зрителей раздражало несколько моментов. Во-первых, локомотивы пускали с большими перерывами, заполняя паузы танцевальными номерами на платформе, которые видели лишь те, кто стоял в первых рядах. Остальные просто скучали в ожидании. Казалось бы, в наше время можно транслировать происходящее на большие экраны.
Во-вторых, комментатор с мегафоном был совершенно невнятен. Его пафосные реплики вроде «Какие мы молодцы!» только усиливали всеобщее раздражение.
В-третьих, не было никакой информационной поддержки. Только специалисты могли понять, какая именно модель проезжает. Для сравнения, на МАКСе всю программу подробно комментировали эксперты, а динамики были расставлены по всему периметру.
После парада я слышал, как мамы с детьми говорили: «Лучше бы на речку пошли» или «Надо было на МАКС ехать». Низко пролетавшие военные самолеты словно поддразнивали собравшихся.
Ничего нового
На статической выставке тоже не было сенсаций. Весной анонсировали презентацию нового плацкартного вагона, но его так и не показали. Привезли уже хорошо известные двухэтажные сидячие вагоны (в эксплуатации с 2015 года), привычные «Ласточки» и «Иволги», новый рельсовый автобус... Даже плацкарта со шторками, о которой много говорили, отсутствовала.
Единственной относительной новинкой был двухвагонный купейный состав, еще не вышедший на линии. Но и его уже демонстрировали в апреле на Рижском вокзале в Москве.
Кроме осмотра вагонов и парада, публике было абсолютно нечем заняться. Где-то должна была читать лекцию историк железных дорог Алексей Вульфов, но даже волонтеры не знали, где именно. В павильон «Трансмашхолдинга» пускали только избранных — по словам девушки на входе, был приказ руководства.
Вспоминаю выставку 2017 года: тогда были и зоны отдыха с подушками на траве, и фотобудки. У меня до сих пор хранятся снимки оттуда. В этот раз даже присесть было негде, а на всю программу хватило бы пары часов.
Лицо отрасли и неуместная реклама
Хорошо, что я живу в Москве и не тратил много времени на дорогу. Будь я иногородним, мое впечатление было бы еще более негативным.
Выставка в Щербинке позиционируется как главное железнодорожное событие страны, своего рода лицо всей отрасли. Это массовое мероприятие, а не узкопрофессиональный смотр. Если уж приглашаешь людей, делаешь свободный вход, то обязан обеспечить им качественный досуг. Иначе у посетителей складывается превратное впечатление обо всей железнодорожной системе, хотя в реальности в ней, конечно, происходят и позитивные изменения.
В качестве курьеза. После выставки в популярном телеграм-канале Mash вышла рекламная статья о том, как в Щербинке было здорово. Смотрится это довольно иронично — пиарить слабо организованное отраслевое мероприятие в массовом паблике. Профессионалы, я уверен, лишь усмехнулись.
