Правда о дальневосточном гектаре: личный опыт и развенчание мифов

Часто приходится слышать, что программа «Дальневосточный гектар» — это обман, что она не работает на практике, получить землю нереально, а все свободные участки находятся в глухих, неосвоенных местах. Многие уверены, что народ просто водят за нос.

Мне довелось лично разобраться в этом вопросе во время поездки на Камчатку, о чём я уже рассказывал в своих предыдущих материалах. Интересно, что под одной из публикаций оставил комментарий известный в определённых кругах журналист, заявив, цитирую: «Кому надо, те и берут. Этот проект — искусственный, который пытаются накачать».

И это — яркий пример поверхностного суждения, когда человек не потрудился вникнуть в детали и механизмы программы.

Честно говоря, скептическое отношение к «гектару» я понимаю — оно очень распространено. Признаюсь, я и сам сначала смотрел на эту инициативу с недоверием. Моё мнение кардинально изменилось только после живого общения с теми, кто уже оформил землю на Камчатке. Эти люди — не какие-то «избранные» чиновники, якобы создавшие программу для себя, как думают некоторые, а самые обычные граждане.

Погрузившись в тему и пообщавшись с десятком гектарщиков, которые реализуют на полуострове свои проекты, я выделил пять главных заблуждений о программе.

Миф №1. Землю дают только в глухой тайге, без дорог и связи

Да, при желании можно выбрать участок и в отдалённой местности. Но это далеко не единственный вариант. Многие берут землю рядом с существующими дорогами, вблизи населённых пунктов, а иногда даже в городской черте, чтобы расширить уже имеющийся надел.

Чтобы в этом убедиться, достаточно просто открыть официальный сайт программы. Там с помощью интерактивной карты любой может самостоятельно выбрать и обозначить границы желаемого участка на свободной территории.

Например, посёлок Раздольный недалеко от Елизово на Камчатке. Синие и зелёные квадраты на карте — это как раз те участки, на которые в данный момент поданы заявки от будущих гектарщиков.

Ещё один пример из того же района. Активность пользователей на карте наглядно показывает, что землю берут в доступных и обжитых местах.

Карта свободных и занятых участков — главный инструмент для выбора и лучший ответ на этот миф.

Миф №2. Для личных нужд гектар — слишком много, а для бизнеса — слишком мало

Во-первых, закон не обязывает брать именно целый гектар. Если вам нужен участок под строительство дома, вы можете ограничиться и 10, и 20, и 30 сотками, просто обозначив на карте нужную вам площадь.

Те, кто говорит, что гектар для бизнеса мал, просто не знакомы с правилами программы. Человек сам рисует границы на карте в пределах свободных земель. Можно нарисовать участок меньше гектара, если не нужно так много. Правда, важно помнить: правом на получение земли по этой программе можно воспользоваться только один раз, поэтому «добрать» площадь позже не получится.

А что делать, если для бизнес-проекта одного гектара действительно мало? Люди находят выход. Например, можно объединиться с родственниками или единомышленниками. Эти ребята в количестве 60 человек оформили один большой участок, где строят целое поселение. Они планируют там жить и развивать бизнес, связанный с туризмом.

Так выглядит их проект по созданию собственного поселения на объединённых гектарах.

Объединение усилий и земель — эффективная стратегия для масштабных начинаний.

Есть и другие примеры. Семья Шевковых объединилась с роднёй и оформила 11 смежных гектаров. На этой земле они развивают птицеферму, выращивают картофель и корма для животных.

Миф №3. Чиновники всё равно не дадут землю, даже если найдёшь хороший участок

Чтобы развеять это опасение, снова приглашаю на сайт Надальнийвосток.рф. Вся информация открыта. Публичная кадастровая карта чётко показывает свободные участки и те, на которые уже поданы заявки. Если на выбранном вами месте нет цветных меток (красных, синих, зелёных) и оно не входит в серую зону земель, не участвующих в программе, — смело оформляйте заявление.

Отказ в предоставлении конкретного участка возможен, но все законные причины чётко прописаны в 7-й статье закона о «дальневосточном гектаре». Они связаны не с произволом чиновников, а с законодательными ограничениями (например, если земля относится к особо охраняемым территориям или имеет стратегическое значение).

Миф №4. На Дальнем Востоке холодно и ничего не растёт

Цветущий картофель на фоне камчатских вулканов — участок одного из гектарщиков.

Пожалуй, это один из самых необоснованных, «диванных» аргументов. Дальний Восток — не Черноземье, но сельское хозяйство здесь развито весьма серьёзно. Например, Амурская область — лидер в России по выращиванию сои. В Хабаровском крае бывает до 300 солнечных дней в году.

Конечно, условия на Чукотке, Камчатке или в Магаданской области другие, но и там успешно реализуются сельскохозяйственные проекты — как на открытом грунте, так и с использованием теплиц.

Миф №5. Землю дадут, а потом «задушат» неподъёмными налогами

Сложно назвать «задушиванием» стандартный земельный налог, который платят все собственники земли в России. После оформления «гектара» первые пять лет действует льготный безналоговый период. Это время даётся на освоение участка.

По истечении этого срока владелец начинает платить налог, размер которого зависит от кадастровой стоимости земли и её целевого назначения. Эти ставки абсолютно идентичны ставкам для любого другого частного землевладельца в стране. Узнать предварительную сумму можно на сайте Росреестра, проверив кадастровую стоимость выбранного участка.

------

Если материал был вам полезен, ставьте лайк. Делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые репортажи с Камчатки и из других моих путешествий.