В Гималаях есть знаменитый аэропорт имени Тенцинга и Хиллари в Лукле, который давно попал в списки самых опасных аэропортов мира. Сюда регулярно летают самолеты, но горная погода крайне непредсказуема: внезапно усилившийся ветер, дождь или надвигающаяся гроза могут в любой момент привести к отмене рейсов.
Иногда такие задержки растягиваются на несколько дней, а то и на целую неделю. Для туристов, которые приехали сюда, чтобы увидеть Эверест и пройти трек, это становится настоящей проблемой. Приходится либо срочно менять планы и маршрут, либо смириться с тем, что в запланированный отпуск уже не уложиться. Оба варианта, согласитесь, не из приятных.
Вертолет как альтернатива
В таких ситуациях на помощь приходят вертолеты. Их главное преимущество — маневренность. В отличие от самолетов, они могут заходить на посадку в аэропорт Лукла не напрямую, а через соседнее ущелье, что часто оказывается спасительным в сложных метеоусловиях.Правда, есть один нюанс: когда из-за непогоды в аэропорту скапливается толпа отчаявшихся туристов, цены на вертолетные перелеты взлетают до небес. Монополия перевозчиков и ажиотажный спрос делают этот бизнес невероятно выгодным. Но когда пассажиров нет, вертолеты простаивают, и тогда можно поймать момент и улететь всего на 20-30 долларов дороже, чем на самолете. Например, наш билет на самолет стоил 150$, а на вертолет нам в итоге предложили за 180$. Мы планировали лететь обычным рейсом, но самолет сломался. После нескольких часов ожидания в аэропорту нам наконец предложили место на «вертушке».
Полет сквозь грозу
Особенность горной местности в том, что после полудня небо часто затягивает облаками, а вершины скрываются в тумане. В нашем случае ситуация осложнилась еще больше: пока мы летели, в том самом ущелье, через которое самолеты обычно заходят на посадку, разыгралась настоящая гроза.
Наш пилот, недолго думая, развернул вертолет и направился в соседнее ущелье. Но и там нас ждала не лучшая картина: клубились черные тучи, а вдалеке было видно, как молнии бьют в склоны. Мне посчастливилось сидеть рядом с пилотом, в наушниках, через которые были слышны все переговоры с землей. И в самый ответственный момент, когда пилот запросил: «Лукла-Лукла», в ответ в наушниках раздались лишь одни помехи: «Шшшшшш».
Мои попутчики, сидевшие в обычных шумозащитных наушниках, были явно напряжены. Вертолет сильно трясло, а потоки дождя хлестали по стеклам. Пилот снова попытался выйти на связь: «Лукл-Лукла», но в эфире опять было лишь шипение.Однако наш пилот — бородатый американец — сохранял ледяное спокойствие. Он уверенно вел машину сквозь стену дождя, и вскоре мы пробились сквозь грозовой фронт. Через некоторое время внизу уже показалась взлетно-посадочная полоса Луклы. Вертолеты садятся там не на самой полосе, а сбоку от нее. Если интересно, как выглядят взлеты и посадки в этом экстремальном аэропорту, загляните на мой ютуб-канал — там есть видео об этом.
Этот опыт, несмотря на весь испытанный страх, стал для меня по-настоящему ценным и запоминающимся. Страх, как я поняла, часто рождается просто от незнания и отсутствия опыта в подобных ситуациях.
Читайте также:Камасутра в дереве и колокол лающих собак
