Этим летом в России запустили еще один регулярный маршрут с ретро-поездом. В РЖД его позиционируют как первый в своем роде, хотя, если разобраться, это не совсем так, и я поясню почему чуть позже. Запуск лично курировал заместитель главы компании Дмитрий Пегов, поэтому проект сразу привлек к себе повышенное внимание. В самой компании о нем говорят с особой теплотой, называя «ребенком» и проектом «для души».
Ретро-поезда в России и мире
Во многих странах с развитой железнодорожной историей ретро-поезда — давно привычное явление. В Германии, Франции и других европейских державах существует множество туристических и даже регулярных маршрутов, которые обслуживают исторические составы с паровозами.
В России, к сожалению, долгое время ничего подобного не было. Покататься на паровозе можно было лишь в рамках специального тура, купив путевку.
Первый регулярный поезд на паровой тяге появился у нас в прошлом году в Тверской области. Раз в неделю, по субботам, пригородный состав Бологое – Великие Луки на участке до Осташкова начал ходить под паровозом. Этим занимается Московско-Тверская пригородная пассажирская компания. Путешествие длится около трех часов и включает получасовую остановку на станции Куженкино с экскурсией по старинному вокзалу. Правда, ехать пассажирам приходится в обычных сидячих вагонах, просто выкрашенных в советский зеленый цвет.
Второй подобный проект стартовал этим летом в Карелии. Поезд запустили от станции Сортавала до знаменитого Горного парка «Рускеала».
Рускеала — это место, где с XVIII века добывали мрамор, в том числе для отделки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Производство работало до 1990-х, а затем пришло в упадок.
Территорию выкупил местный предприниматель Александр Артемьев, который превратил заброшенные карьеры в популярный туристический парк, проложил подземные маршруты, наладил экскурсии и создал всю необходимую инфраструктуру.
В километре от парка проходит действующая железнодорожная ветка, а к самому входу еще с дореволюционных времен вела служебная «железка». Как рассказывает Артемьев, он четыре года «возил в РЖД бизнес-планы», и когда его наконец услышали, проект реализовали всего за семь месяцев.
«Сначала мы начали с „РЖД-Тур“. Сделали из Петербурга поезд на паровозной тяге. Но, к сожалению, цена билета оказалась высокой — 7000 рублей туда-обратно. За полтора года проект себя исчерпал. Тогда я пошел напрямую в РЖД, показывал бизнес-планы. Меня услышал господин Пегов. Он приехал инкогнито, все посмотрел, потом прислал комиссию, все посчитали — и проект заработал практически мгновенно», — поделился Артемьев.
Именно в окружении Пегова говорят, что этот проект для РЖД особенный. К нему относятся, «как к ребенку», потому что раньше ничего подобного компания не делала. И это — «для души».
Обслуживает поезд непосредственно Дирекция скоростного сообщения РЖД.
Вторая жизнь Николаевского экспресса
Ретро-состав сформирован из паровоза и вагонов производства завода «Аммендорф» в ГДР, которые раньше курсировали между Москвой и Петербургом в составе скорого поезда №5/6 «Николаевский экспресс». Это подтвердил мне Дмитрий Пегов.
«Мы подали вагоны „Николаевского экспресса“ на завод, немного их модернизировали, продлили срок службы, учли современные требования безопасности», — пояснил он.
Пегов также отметил, что для запуска движения пришлось многое создавать с нуля.
«Путь, который сейчас ведет в парк, раньше использовался для подвоза к мраморному карьеру. Мы проделали работу по переводу его из пути необщего пользования в путь общего пользования. По сути, мы в лесу организовали посадочную платформу. Но это только первый этап. Дальше планируем удлинить путь, сделать оборотный круг и обустроить старый мраморный вокзал, который находится ближе ко входу в парк», — рассказал топ-менеджер.
«Кроме того, нам пришлось восстановить всю паровозную инфраструктуру: водозаправочные колонки, места погрузки угля, депо для обслуживания. Надо было обучить локомотивные и поездные бригады. В итоге получился поезд с элементами сказки», — добавил он.
Как организовано движение
«Рускеальский экспресс» курсирует ежедневно по маршруту Сортавала – Горный парк Рускеала и обратно. Время в пути — один час. В зависимости от дня недели в составе от трех до пяти вагонов, в будущем их количество планируют увеличить до шести.
Расписание поезда согласовано с «Ласточкой» из Петербурга. Таким образом, туристы, приехавшие утром в Сортавалу, могут сразу пересесть на «Рускеальский экспресс» и отправиться в парк, а вечером так же вернуться обратно. До конца лета дополнительный рейс по субботам согласован с вагонами беспересадочного сообщения из Москвы.
Внутри пассажиры размещаются в купе по шесть человек. Места у окна — нечетные. Стоимость проезда — около 300 рублей. Билеты продаются на сайте РЖД и в кассах, но из-за высокого спроса, особенно на выходные, их лучше покупать заранее.
Интерьер вагонов выполнен в шоколадно-зеленых тонах. На столиках с изображением дореволюционной карты железных дорог Карелии стоят зеленые лампы. В вагонах есть титан, так что можно попить чаю. Также в составе есть вагон-ресторан. Туда можно прийти перекусить из другого вагона, а можно сразу купить билет с включенным питанием.
«Рускеальский экспресс» прибывает в парк на временную деревянную платформу под песню «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. От платформы до основных объектов парка — около 10 минут неспешной прогулки.
Маршрут обслуживают два паровоза. Схема работы такая: сначала один паровоз везет состав из Сортавалы в Рускеалу. Второй следует за ним, но «трубой вперед», то есть задним ходом. Он цепляет состав и вечером увозит его обратно в Сортавалу, а первый паровоз возвращается следом. В будущем, когда в парке появится поворотный круг, такая сложная схема не понадобится.
В день моей поездки работали грузовые паровозы ЭУ−683-32 1928 года постройки и Л-2198 1953 года. На запасных путях я заметил еще Эр-774-38 1955 года, но в тот день он не возил вагоны.
«Это лишь стилизация»
«Что касается исторического сходства вагонов и костюмов проводников, надо понимать, что это реплики», — объяснил мне Александр Сыромятников, управляющий общества «Дети вокзала», изучающий историю железнодорожного транспорта.
«Синий цвет традиционен для вагонов первого класса не только в России, но и во всем мире. Однако оттенок был немного другим, и желтой полосы не было. Интерьеры и костюмы — это стилизация под ту эпоху, а не точная копия. Думаю, РЖД хотели сделать проект в сжатые сроки, и в целом получилось неплохо», — добавил Александр.
В завершение хочу сказать несколько слов о самом парке. Он действительно стоит посещения, причем ехать лучше на целый день. Здесь много пространства для прогулок, есть две экскурсии — по парку и подземная, можно поплавать на лодке по карьеру, спуститься на троллее и попробовать национальную карельскую кухню.
Парк еще достраивается, но то, что уже есть, организовано очень разумно и продуманно. Наверное, потому что проект частный.
