Рускеальский экспресс: как в Карелии появился особый ретро-поезд РЖД

Этим летом в России запустили еще один регулярный маршрут с ретро-поездом. В РЖД его позиционируют как первый в своем роде, хотя, если разобраться, это не совсем так, и я поясню почему чуть позже. Запуск лично курировал заместитель главы компании Дмитрий Пегов, поэтому проект сразу привлек к себе повышенное внимание. В самой компании о нем говорят с особой теплотой, называя «ребенком» и проектом «для души».

Ретро-поезда в России и мире

Во многих странах с развитой железнодорожной историей ретро-поезда — давно привычное явление. В Германии, Франции и других европейских державах существует множество туристических и даже регулярных маршрутов, которые обслуживают исторические составы с паровозами.

В России, к сожалению, долгое время ничего подобного не было. Покататься на паровозе можно было лишь в рамках специального тура, купив путевку.

Первый регулярный поезд на паровой тяге появился у нас в прошлом году в Тверской области. Раз в неделю, по субботам, пригородный состав Бологое – Великие Луки на участке до Осташкова начал ходить под паровозом. Этим занимается Московско-Тверская пригородная пассажирская компания. Путешествие длится около трех часов и включает получасовую остановку на станции Куженкино с экскурсией по старинному вокзалу. Правда, ехать пассажирам приходится в обычных сидячих вагонах, просто выкрашенных в советский зеленый цвет.

Паровоз с ретро-поездом на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Второй подобный проект стартовал этим летом в Карелии. Поезд запустили от станции Сортавала до знаменитого Горного парка «Рускеала».

Рускеала — это место, где с XVIII века добывали мрамор, в том числе для отделки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Производство работало до 1990-х, а затем пришло в упадок.

Территорию выкупил местный предприниматель Александр Артемьев, который превратил заброшенные карьеры в популярный туристический парк, проложил подземные маршруты, наладил экскурсии и создал всю необходимую инфраструктуру.

Владелец парка Александр Артемьев. Фото: Кирилл Балберов

В километре от парка проходит действующая железнодорожная ветка, а к самому входу еще с дореволюционных времен вела служебная «железка». Как рассказывает Артемьев, он четыре года «возил в РЖД бизнес-планы», и когда его наконец услышали, проект реализовали всего за семь месяцев.

«Сначала мы начали с „РЖД-Тур“. Сделали из Петербурга поезд на паровозной тяге. Но, к сожалению, цена билета оказалась высокой — 7000 рублей туда-обратно. За полтора года проект себя исчерпал. Тогда я пошел напрямую в РЖД, показывал бизнес-планы. Меня услышал господин Пегов. Он приехал инкогнито, все посмотрел, потом прислал комиссию, все посчитали — и проект заработал практически мгновенно», — поделился Артемьев.

Именно в окружении Пегова говорят, что этот проект для РЖД особенный. К нему относятся, «как к ребенку», потому что раньше ничего подобного компания не делала. И это — «для души».

Дмитрий Пегов. Фото: Кирилл Балберов

Обслуживает поезд непосредственно Дирекция скоростного сообщения РЖД.

Вторая жизнь Николаевского экспресса

Ретро-состав сформирован из паровоза и вагонов производства завода «Аммендорф» в ГДР, которые раньше курсировали между Москвой и Петербургом в составе скорого поезда №5/6 «Николаевский экспресс». Это подтвердил мне Дмитрий Пегов.

«Мы подали вагоны „Николаевского экспресса“ на завод, немного их модернизировали, продлили срок службы, учли современные требования безопасности», — пояснил он.

Николаевский экспресс снаружи.Николаевский экспресс снаружи.Николаевский экспресс снаружи.Николаевский экспресс снаружи.Николаевский экспресс снаружи.Николаевский экспресс снаружи.Николаевский экспресс снаружи.

Пегов также отметил, что для запуска движения пришлось многое создавать с нуля.

«Путь, который сейчас ведет в парк, раньше использовался для подвоза к мраморному карьеру. Мы проделали работу по переводу его из пути необщего пользования в путь общего пользования. По сути, мы в лесу организовали посадочную платформу. Но это только первый этап. Дальше планируем удлинить путь, сделать оборотный круг и обустроить старый мраморный вокзал, который находится ближе ко входу в парк», — рассказал топ-менеджер.

«Кроме того, нам пришлось восстановить всю паровозную инфраструктуру: водозаправочные колонки, места погрузки угля, депо для обслуживания. Надо было обучить локомотивные и поездные бригады. В итоге получился поезд с элементами сказки», — добавил он.

Как организовано движение

«Рускеальский экспресс» курсирует ежедневно по маршруту Сортавала – Горный парк Рускеала и обратно. Время в пути — один час. В зависимости от дня недели в составе от трех до пяти вагонов, в будущем их количество планируют увеличить до шести.

Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»Вагон состава «Рускеальский экспресс»

Расписание поезда согласовано с «Ласточкой» из Петербурга. Таким образом, туристы, приехавшие утром в Сортавалу, могут сразу пересесть на «Рускеальский экспресс» и отправиться в парк, а вечером так же вернуться обратно. До конца лета дополнительный рейс по субботам согласован с вагонами беспересадочного сообщения из Москвы.

Внутри пассажиры размещаются в купе по шесть человек. Места у окна — нечетные. Стоимость проезда — около 300 рублей. Билеты продаются на сайте РЖД и в кассах, но из-за высокого спроса, особенно на выходные, их лучше покупать заранее.

Интерьер вагонов выполнен в шоколадно-зеленых тонах. На столиках с изображением дореволюционной карты железных дорог Карелии стоят зеленые лампы. В вагонах есть титан, так что можно попить чаю. Также в составе есть вагон-ресторан. Туда можно прийти перекусить из другого вагона, а можно сразу купить билет с включенным питанием.

Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».Проводница поезда «Рускеальский экспресс».

«Рускеальский экспресс» прибывает в парк на временную деревянную платформу под песню «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. От платформы до основных объектов парка — около 10 минут неспешной прогулки.

Маршрут обслуживают два паровоза. Схема работы такая: сначала один паровоз везет состав из Сортавалы в Рускеалу. Второй следует за ним, но «трубой вперед», то есть задним ходом. Он цепляет состав и вечером увозит его обратно в Сортавалу, а первый паровоз возвращается следом. В будущем, когда в парке появится поворотный круг, такая сложная схема не понадобится.

В день моей поездки работали грузовые паровозы ЭУ−683-32 1928 года постройки и Л-2198 1953 года. На запасных путях я заметил еще Эр-774-38 1955 года, но в тот день он не возил вагоны.

Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».Паровозы «Рускеальского экспресса».

«Это лишь стилизация»

«Что касается исторического сходства вагонов и костюмов проводников, надо понимать, что это реплики», — объяснил мне Александр Сыромятников, управляющий общества «Дети вокзала», изучающий историю железнодорожного транспорта.

«Синий цвет традиционен для вагонов первого класса не только в России, но и во всем мире. Однако оттенок был немного другим, и желтой полосы не было. Интерьеры и костюмы — это стилизация под ту эпоху, а не точная копия. Думаю, РЖД хотели сделать проект в сжатые сроки, и в целом получилось неплохо», — добавил Александр.

В завершение хочу сказать несколько слов о самом парке. Он действительно стоит посещения, причем ехать лучше на целый день. Здесь много пространства для прогулок, есть две экскурсии — по парку и подземная, можно поплавать на лодке по карьеру, спуститься на троллее и попробовать национальную карельскую кухню.

Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.Когда-то из подземелья на вагонетках вывозили мрамор. Сейчас туда можно попасть на экскурсию.

Парк еще достраивается, но то, что уже есть, организовано очень разумно и продуманно. Наверное, потому что проект частный.