Этим летом на железной дороге появилось новшество – вагоны прямого сообщения из Москвы в карельскую Сортавалу, которые сразу завоевали популярность. Из Сортавалы всего за час можно попасть на Валаам, а еще там курсирует первый в России регулярный ретро-поезд. Но есть и маленькая хитрость: зная ее, благодаря этим новым вагонам можно здорово сэкономить на поездке в Петрозаводск.
Среди вагонов, следующих в Сортавалу, встречаются и вовсе удивительные экземпляры. В РЖД так вдохновились успехом нового направления, что уже подумывают о запуске целого отдельного поезда, но обо всем расскажу по порядку.
Совсем новый маршрут
Раньше прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Сортавалой не существовало. Ситуация изменилась в текущем летнем сезоне. В РЖД связывают это с тем, что нынешний губернатор Карелии проявляет беспрецедентную активность в развитии туризма в регионе. Благодаря этому появились не только эти вагоны, но и «Ласточки» из Петербурга в Сортавалу и из Петрозаводска в Псков, и даже ретро-состав «Рускеальский экспресс» с настоящим паровозом.
«Когда интересы регионов совпадают с возможностями и планами РЖД, все начинает получаться», – пояснил журналистам заместитель главы компании Дмитрий Пегов.
По его словам, спрос на поезда в этом направлении огромный. В компании хотят, чтобы маршрут был востребован не только в пик сезона, но и круглый год. Чтобы продемонстрировать журналистам потенциал этого направления, РЖД организовали пресс-тур в Сортавалу. Мне посчастливилось быть в числе приглашенных.
Сразу оговорюсь. В моих обзорах в формате «тест поезда» я обычно детально делюсь впечатлениями от конкретного вагона. В этот раз это было бы не совсем честно. Для нашего тура к составу прицепили вагоны, которые раньше курсировали в одном из лучших российских поездов – «Экспрессе» на маршруте Москва – Петербург.
Один из них, правда, уже перекрасили в корпоративные цвета, и о его прошлой жизни напоминает лишь брендированная наклейка на стекле. Поэтому я расскажу не столько о конкретной поездке и сервисе в ней, сколько об устройстве самого маршрута и его особенностях.
Нефирменные вагоны в фирменном поезде
Три беспересадочных вагона до Сортавалы – два плацкартных и один купейный – отправляются с Ленинградского вокзала Москвы в 21:05. Они следуют в хвосте фирменного поезда №17/18 «Карелия» Москва – Петрозаводск, который отправляется сразу после последнего «Сапсана». Расписание у поезда довольно быстрое. Единственная продолжительная стоянка (30 минут) в Свири нужна для смены локомотива. До Петрозаводска состав доезжает всего за 12 часов.
Основной состав поезда «Карелия» полностью укомплектован вагонами нового модельного ряда. В них есть все современные удобства: кондиционеры, биотуалеты, розетки у каждого места. Преобладают плацкартные вагоны, но есть и купе, и СВ, и даже 12-местные люксы – кстати, тоже перешедшие с «Экспресса».
В Петрозаводске у вагонов на Сортавалу – часовая стоянка. Это время нужно, чтобы отцепить их от основного состава и прицепить тепловоз для дальнейшего пути по неэлектрифицированной однопутке. В нашем случае это был тепловоз ДМ-62 – легендарная машина, которая в свое время входила в состав так называемых «ядерных поездов».
Вагоны на Сортавалу имеют номера 26, 27 и 28. Они продаются как нефирменные в составе фирменного поезда. Еще три вагона – 29, 30 и вагон-ресторан – добавили специально для нашего пресс-тура, но, как мне пояснили, если спрос вырастет, то и предложение может расшириться.
Путь от Петрозаводска до Сортавалы занимает около 4,5 часов. Поезд петляет по густым карельским лесам, то и дело пересекая живописные реки и огибая озера. На этом участке всего четыре остановки, самый крупный населенный пункт – райцентр Суоярви.
В Сортавалу состав прибывает в 14:35. По субботам расписание согласовано с отправлением ретро-паровоза на Рускеалу в 15:00. В остальные дни паровоз уходит гораздо раньше прибытия московских вагонов.
Загадочный плацкарт
Вагоны, курсирующие по маршруту Москва – Сортавала, могут сильно различаться. Когда я ехал в сторону Москвы, вся группа состояла из новых вагонов тверского производства.
На обратном пути купейный вагон был новым тверским, а плацкарты оказались старыми, еще советской постройки, но прошедшими капитальный ремонт. В них, что удивительно, тоже были кондиционеры и биотуалеты.
Честно говоря, я никогда раньше не видел плацкартов с таким интерьером. Обычно при капитальном ремонте кондиционеры ставят в вагоны с другим, более привычным дизайном. Даже проводники не могли сказать, что это за модель: «Что прислали, на том и ездим».
Может, кто-то из читателей подскажет, что это за вагоны? Выглядят они, на мой взгляд, гораздо уютнее стандартных белых плацкартов.
Дешево и востребовано
А теперь о самом интересном – о цене. Стоимость билетов в нефирменные прицепные вагоны разительно отличается от цен в основном составе фирменного поезда.
Для сравнения: на 19 августа плацкарт в «Карелии» от Москвы до Петрозаводска стоил 3294 рубля. В прицепные вагоны – всего 1825 рублей. Что любопытно, билет на полный маршрут от Москвы до Сортавалы в таком вагоне (2213 рублей) оказывается более чем на тысячу рублей дешевле, чем билет в фирменный вагон только до Петрозаводска. При этом уровень комфорта и сервиса – одинаковый.
Продажа билетов в эти бюджетные вагоны на участке Москва – Петрозаводск, естественно, ограничена и открывается обычно лишь за сутки до отправления поезда.
Но ничто не мешает опытным пассажирам, ценящим экономию, покупать билеты в сортавальские вагоны, например, до станции Эссойла (это следующая остановка после Петрозаводска), а затем просто выходить в Петрозаводске.
Но даже без учета этой хитрости, которой, наверное, пользуется лишь 1-2% пассажиров (железнодорожные энтузиасты), вагоны и так неплохо заполнены именно до Сортавалы, особенно по выходным.
В воскресенье, 18 августа, по моим наблюдениям, весь купейный вагон был занят пассажирами, едущими от Сортавалы или других станций на участке до Петрозаводска. Плацкарты были заполнены примерно наполовину. После открытия продажи на весь маршрут все места быстро разобрали.
Редкая похвала в адрес РЖД
В качестве итога. РЖД, Федеральной пассажирской компании, Дмитрию Пегову, губернатору Карелии и всем причастным – огромный респект за развитие региональных перевозок, за новый маршрут, адекватные цены и качественные вагоны.
РЖД последние пару лет действительно радуют. То, что приходило в упадок, теперь потихоньку восстанавливают, но уже на принципиально новом, более высоком уровне.
От себя лично очень рекомендую читателям съездить в Сортавалу. Не только ради паровоза до Рускеалы и самого горного парка, но и ради Валаама. Ведь Сортавала – ближайший город к этому знаменитому острову. Путь на метеоре занимает всего 40 минут.
На встрече с журналистами Пегов сообщил, что в РЖД настолько воодушевлены успехом сортавальских вагонов, что рассматривают возможность запуска нового поезда.
«Поезд Москва – Сортавала – очень популярный. Мы видим рост спроса и даже думаем над маршрутом из Москвы через Петербург, Сортавалу и Петрозаводск обратно в Москву, по кругу. Возможно, попробуем запустить такой поезд дополнительно на новогодние праздники, чтобы люди могли увидеть зимнюю Карелию», – сказал Пегов.
Думаю, это был бы очень интересный маршрут. Я бы с удовольствием по нему проехал. Возможно, даже от Москвы до Москвы, если сайт РЖД не сломается от задачи продать такой билет.
