Этим летом появились долгожданные вагоны из Москвы в Сортавалу в Карелии, и они мгновенно завоевали популярность. Всего час отделяет Сортавалу от знаменитого Валаама, а еще здесь курсирует первый в России регулярный ретро-поезд. Но есть и секрет: зная одну хитрость, можно серьезно сэкономить на поездке в Петрозаводск благодаря этим новым вагонам.
Среди вагонов, следующих в Сортавалу, встречаются и вовсе удивительные экземпляры. В РЖД так впечатлены успехом нового направления, что планируют запустить целый отдельный поезд, но обо всем расскажу по порядку.
Свежее железнодорожное направление
Раньше прямого сообщения между Москвой и Сортавалой не существовало. Ситуация изменилась в текущем летнем сезоне. Как поясняют в РЖД, нынешний губернатор Карелии проявляет беспрецедентную активность в развитии туризма в регионе. Именно благодаря этому появились не только эти вагоны, но и «Ласточки» из Петербурга в Сортавалу и из Петрозаводска в Псков, и даже ретро-состав «Рускеальский экспресс» с настоящим паровозом.
«Когда интересы регионов совпадают с возможностями и планами РЖД, результат не заставляет себя ждать», – отметил в беседе с журналистами заместитель главы компании Дмитрий Пегов.
По его словам, спрос на поезда в этом направлении огромен. В компании стремятся сделать маршрут круглогодичным, а не только сезонным. Чтобы продемонстрировать потенциал направления, РЖД организовали пресс-тур для журналистов в Сортавалу. Мне посчастливилось быть среди приглашенных.
Сразу оговорюсь: обычно в формате «тест поезда» я детально описываю впечатления от конкретного вагона. Здесь это было бы не совсем уместно. Для нашего тура к составу прицепили вагоны, которые раньше работали в одном из лучших поездов России – «Экспрессе» на маршруте Москва – Петербург.
Вагоны без статуса в составе фирменного поезда
Три беспересадочных вагона до Сортавалы – два плацкартных и один купейный – отправляются с Ленинградского вокзала Москвы в 21:05. Они следуют сразу после последнего «Сапсана» в составе фирменного поезда №17/18 «Карелия» Москва – Петрозаводск. Расписание довольно динамичное: лишь одна длительная стоянка (30 минут) в Свири для смены локомотива. До Петрозаводска поезд доезжает всего за 12 часов.
Основной состав «Карелии» полностью укомплектован вагонами нового поколения: кондиционеры, биотуалеты, розетки у каждого места – все на уровне. Преобладают плацкартные вагоны, но есть и купе, СВ, и даже 12-местные люксы – кстати, тоже перешедшие с «Экспресса».
В Петрозаводске у вагонов на Сортавалу часовая стоянка. Это время нужно, чтобы отцепить их от основного состава и прицепить тепловоз для дальнейшего пути по неэлектрифицированному однопутному участку.
Сортавальским вагонам присвоены номера 26, 27 и 28. Они продаются как нефирменные в составе фирменного поезда. Еще три вагона – 29, 30 и вагон-ресторан – добавили специально для нашей пресс-группы. Как мне пояснили, если спрос будет расти, такие вагоны могут появиться и в регулярной продаже.
Путь от Петрозаводска до Сортавалы занимает 4,5 часа. Поезд петляет среди густых лесов, то и дело пересекая живописные карельские реки и огибая озера. На этом отрезке всего четыре остановки, крупнейший населенный пункт – райцентр Суоярви.
В Сортавалу поезд прибывает в 14:35. По субботам его прибытие согласовано с отправлением паровоза на Рускеалу в 15:00. В остальные дни ретро-поезд уходит гораздо раньше.
Необычный плацкартный вагон
Вагоны на маршруте Москва – Сортавала могут сильно различаться. Когда я ехал в столицу, вся группа состояла из новых вагонов производства Тверского вагоностроительного завода.
На обратном пути купейный вагон был новым тверским, а плацкартные оказались старыми, еще советской постройки, но прошедшими капитально-восстановительный ремонт. В них, однако, были и кондиционеры, и биотуалеты.
Признаюсь, я никогда раньше не видел плацкартов с таким интерьером. Я и не слышал, чтобы при КВР устанавливали кондиционеры куда-либо, кроме плацкартов со шторками и серо-красной отделкой. Даже проводники не знали, что это за вагоны: «Что прислали, на том и работаем».
Может, кто-то из читателей подскажет, что это за модель? Выглядят эти вагоны гораздо уютнее привычных белых плацкартов.
Доступно и популярно
А теперь самое интересное – о стоимости. Цены на билеты в нефирменные вагоны резко контрастируют с тарифами в основном составе фирменного поезда.
Для примера: на 19 августа плацкарт в «Карелии» от Москвы до Петрозаводска стоил 3294 рубля. В прицепных вагонах до Сортавалы – всего 1825 рублей. Любопытно, что билет на полный маршрут Москва – Сортавала (2213 рублей) оказывается более чем на тысячу рублей дешевле, чем билет в фирменный вагон только до Петрозаводска. При этом уровень комфорта одинаковый.
Продажа билетов в дешевые сортавальские вагоны на участке Москва – Петрозаводск, естественно, ограничена и открывается примерно за сутки до отправления.
Но ничто не мешает опытным путешественникам, ценящим экономию, покупать билеты в эти вагоны, скажем, до станции Эссойла (это следующая остановка после Петрозаводска), а затем просто выходить в Петрозаводске.
Даже без учета этой хитрости, которой, по моим оценкам, пользуются не более 1-2% пассажиров (в основном железнодорожные энтузиасты), вагоны и так хорошо заполнены именно до Сортавалы, особенно в выходные.
В воскресенье, 18 августа, по моим наблюдениям, весь купейный вагон был занят пассажирами, едущими от Сортавалы или других станций на участке до Петрозаводска. Плацкарты были заполнены наполовину. После открытия продажи на весь маршрут все места быстро разобрали.
Нечастая благодарность РЖД
В качестве заключения. РЖД, Федеральной пассажирской компании, Дмитрию Пегову, губернатору Карелии и всем причастным – искренняя благодарность за развитие региональных перевозок, за новый маршрут, разумные цены и качественные вагоны.
РЖД последние несколько лет действительно радуют. То, что приходило в упадок после реформ при Якунине, постепенно восстанавливается, но уже на качественно новом уровне.
От себя лично очень рекомендую читателям съездить в Сортавалу. Не только ради паровоза до Рускеалы и самого парка, но и ради Валаама. Ведь Сортавала – ближайший город к легендарному острову. На метеоре до него всего 40 минут пути.
На встрече с журналистами Пегов сообщил, что в РЖД так воодушевлены успехом сортавальских вагонов, что рассматривают возможность запуска целого нового поезда.
«Поезд Москва – Сортавала очень востребован. Мы видим рост спроса и даже прорабатываем маршрут из Москвы через Петербург, Сортавалу и Петрозаводск обратно в Москву, по кругу. Возможно, попробуем запустить такой поезд дополнительно на новогодние праздники, чтобы люди могли увидеть зимнюю Карелию», – сказал Пегов.
Думаю, это будет крайне интересный маршрут. Я бы с удовольствием по нему проехал. Возможно, даже от Москвы до Москвы, если сайт РЖД справится с задачей продажи такого нестандартного билета.
