Сегодня я хочу поделиться одной головоломкой, которая не даёт мне покоя уже довольно долго. Я перерыл весь интернет в поисках ответа, но даже специалисты не могут дать однозначного объяснения. Если сообща мы найдём разгадку, я обязательно посвящу этому отдельную публикацию.
У меня есть привычка внимательно разглядывать поезда, в том числе и вагоны метро. Часто обращаешь внимание на какие-то детали и начинаешь гадать: а для чего это сделано, почему именно так, в чём смысл той или иной конструкции...
И среди таких загадочных элементов меня всегда интриговали странные треугольные скобы на торцах вагонов подземки. Вот, посмотрите:
Точное время, когда эти треугольники впервые появились на составах, мне неизвестно. Вполне вероятно, что их устанавливали ещё на самые первые советские вагоны типа «А», которые начали курсировать в середине 1930-х годов. Например, на фотографии вагона №21, который удивительным образом уцелел (его, кстати, выкупили байкеры, и это отдельная интересная история), эти элементы уже присутствуют. Правда, сложно сказать, родные они или же их добавили позже, во время какой-нибудь реставрации или подготовки к продаже.
Эти же треугольники можно увидеть и на вагоне типа А, который по стечению обстоятельств оказался в метро Еревана.
А на всех последующих моделях вагонов они встречаются повсеместно.
Вот здесь они особенно хорошо просматриваются.
В интернете полно снимков старых, покрытых пылью и грязью составов. И на каждом из них присутствуют эти загадочные детали.
Лишь однажды мне попалось фото, где эти треугольные скобы были откинуты. Это случилось несколько лет назад, когда в московском метро произошла расцепка вагонов (кажется, на станции «Серпуховская»).
Устанавливали эти треугольники вплоть до середины 2010-х годов. Их можно найти даже на относительно современных вагонах типа «Русич».
«Ставили бездумно 70 с лишним лет»
Полгода назад я побывал на лекции Дмитрия Графова, известного знатока петербургского метрополитена. В своём выступлении он, среди прочего, затронул тему этих самых треугольников. Я обрадовался, думал, что сейчас наконец-то узнаю разгадку.
«Наверняка многие из вас замечали эти непонятные элементы треугольной формы. Что это такое, мне не смогли сказать даже ветераны завода имени Егорова, которые строили вагоны по 40 лет. Они говорят: как было указано в чертежах на вагоны типа А, так мы и продолжали ставить. Получается, их бездумно устанавливали больше 70 лет», — рассказал Дмитрий Графов.
Он предложил свою версию, для чего могли быть нужны эти треугольники, но подчеркнул, что это всего лишь предположение. По его мнению, советские инженеры могли просто скопировать эти элементы у зарубежных коллег.
«Если вспомнить, раньше, когда ходили двух- или трёхвагонные трамвайные составы, между вагонами натягивали защитные пружины. Это делалось для того, чтобы пассажиры не пытались пролезть между вагонами и не попали под колёса. Можно предположить, что у зарубежных метрополитенов были похожие предохранительные конструкции, чтобы люди не перешагивали межвагонное пространство», — высказал свою гипотезу Дмитрий Графов.
Кстати, по его словам, ещё одной необъяснимой деталью стали ручки на дверях первых советских вагонов. За границей ручки другой конструкции позволяли пассажирам самостоятельно открывать двери на станциях. В московском метро изначально все двери открывались автоматически, но ручки всё равно установили. Их до сих пор можно разглядеть на дверях отреставрированных вагонов типа А.
Но давайте вернёмся к нашим загадочным треугольникам. Возможно, кто-то из вас, дорогие читатели, знает их истинное предназначение? Буду очень рад, если вы поделитесь своими догадками или точной информацией в комментариях. Вместе мы сможем докопаться до истины и раскрыть эту многолетнюю тайну.
