Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

Когда-то «Красная стрела» была самым фешенебельным и передовым поездом страны. Ее отправление и прибытие на вокзале встречали торжественными мелодиями. Ее выбирали актеры, бизнесмены и лучшие люди страны. Проверил, что стало с главным главным поездом России сегодня.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»
Вагон поезда «Красная стрела». Фото: Кирилл Балберов

Покупка билета и его цена

«Красная стрела» – один из немногих поездов в России, продажа билетов на которых открывается за 120 суток до отправления поезда. В РЖД уверены: чтобы не случилось, расписание «стрелы» не изменится. Уже много лет она отправляется в 23:55 и прибывает в 7:55 следующего дня.

Самый дешевый билет при покупке за 120 суток обойдется в 2743 рубля – это верхнее место в купе. Нижнее стоит около 3,5 тысяч. Цена билетов в купе за несколько дней до отправления может доходить до 6-7 тысяч рублей. СВ – в 1,5-2 раза дороже.

Я покупал билет за сутки до отправления, но не за деньги, а бонусные баллы «РЖД Бонус». Именно на «Красную стрелу» я не метил – просто повезло, что билеты были как раз на этот поезд. Правда при покупке столкнулся с проблемой – в РЖД как раз на 4 августа анонсировали акцию, согласно которой бонусные билеты должны были продаваться со скидкой 50%. Но она не работала.

Читайте также: Афера года. Как в РЖД обманули пассажиров в день железнодорожника

Поезд с историей

«Красная стрела» неспроста имеет номер один! Это был первый в Советском Союзе фирменный поезд. Он начал курсировать в 1931 году, правда поначалу вагоны были синими.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

На время войны движение поездов прекратилось, а сами составы эвакуировали. До 1962 года у поезда несколько раз менялись типы вагонов и паровозы/тепловозы, таскавшие синюю «Красную стрелу». Некоторые локомотивы специально окрашивали в синий цвет, чтобы они гармонировали с составом.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»
Окрашенный под цвет «Красной стрелы» локомотив.

С 1962 года, когда линию электрифицировали, «Стрелу» стал везти электровоз, а вагоны, наконец, получили красную окраску. Долгие годы – с 1976 по 2006 год – здесь курсировали купейные вагоны производства немецкого завода «Аммендорф» (с шоколадными стенками).

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»
Вагоны Аммендорф.

В 2006 году вагоны заменили на новые – производства Тверского вагоностроительного завода. Они и используются в «стреле» по сей день.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»
Поезд «Красная стрела» на Московском вокзале Петербурга. Фото: Кирилл Балберов

Читайте также: Поезд №1. Как менялась «Красная стрела» с 1931 года

Поездка в День железнодорожника

Моя поездка пришлась на 4 августа. В 2019 году это День железнодорожника.

«Красная стрела» на Московском вокзале Петербурга традиционно подается к платформам номер пять или четыре, которые прямиком выходят к главному входу в здание вокзала.

В моем случае это была пятая платформа правая сторона. Первое, на что я обратил внимание – поезд, ранее всегда состоявший из 16 вагонов плюс ресторан, в этот раз был каким-то коротким. Посмотрел схему состава в Сети. Вот она:

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

Как видим, часть вагонов отсутствует. С чем это связано в пик сезона перевозок – не знаю. Может быть, часть вагонов на ремонте? А, может, нет спроса? Хотя это вряд ли.

Еще несколько лет назад была нормальная практика: посадка в «стрелу» начиналась не за полчаса до отправления, как во все поезда, а за час. В моем случае состав подали только за 40 минут до отправления. Проводники сразу вышли на платформу и выстроились вдоль поезда, чтобы начать сажать пассажиров. Это было еще до объявления начала посадки.

В моем вагоне работала приветливая проводница средних лет. Поздоровались, она проверила паспорт, нашла данные моего билета в наладонном компьютере и пригласила пройти внутрь вагона.

Нет титана и девятого купе

«Красная стрела» была одним из первых поездов, в котором производитель отказался от титана. Вместо этого у проводника – обычный чайник. Еще одно отличие – в поезде не девять, а восемь купе. Оба туалета находится со стороны нерабочего тамбура.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

В коридоре лежит красная ковровая дорожка, которая во время посадки застелена белым тряпочным полотном. Позже его убрали. На окнах – шторы с фирменным вензелем КС.

Внутри купе полки-трансформеры, которые, естественно, застелены бельем. Одеяла заправлены в пододеяльники. Под столиком, который удобно выдвигается так, что за ним могут поместиться сразу четыре человека, расположены две розетки. Для пассажиров верхних полок розетки и usb-порты для зарядки телефонов отсутствуют.

Контингент поезда – командировочные и очень много иностранцев. Китайских групп я не видел, но индивидуальных путешественников – полно. Причем это не только китайцы. Я, например, отчетливо и в большом количестве слышал и французскую, и английскую речь.

Впрочем, в моем купе были только мужчины-сограждане, которые ехали явно по делам.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

В 23:55 поезд отправился в полной тишине. Еще несколько лет назад в Петербурге, когда «Красная стрела» отправлялась или прибывала, на вокзале включали гимн Великому городу (в Москве – песню Газманова «Москва. Звонят колокола»). Позже эту традицию распространили и на «Сапсаны», в результате мелодии играли так часто, что всем надоели и от них решили отказаться, заодно и применительно к «Красной стреле».

По громкой связи к пассажирам обратился начальник поезда Алубаев Роман. Он рассказал, что локомотивом поезда управляет машинист первого класса Михаил Павлушин, а также сообщил, в каких вагонах какое предусмотрено питание, кратко рассказал о правилах проезда и попросил в случае чего обращаться к нему с вопросами.

Я думал, что скажет что-то еще про день железнодорожника, но нет. Помню какое-то время тому назад легендарный начальник «Красной стрелы» Александр Дымнич толкнул под новый год такую речь, что все пассажиры прослезились. В этот раз ничего такого не было. Четкий текст и всё. Кстати, в купе находилась визитка с телефоном начальника поезда, чтобы в случае чего позвонить ему. Отличное решение!

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

Чуть позже пришла проводница. Она рассказала, что кроме того питания, что стояло на столах (0,25 мл воды, булочка, печенье и йогуртовый продукт), пассажирам полагается горячий завтрак. На выбор предлагались блинчики с мясом или яблоком, а также запеканка.

Кроме того, проводница объяснила, что купе оборудовано регулятором температуры воздуха – можно выставить от 20 до 24 градусов.

«У вас сейчас стоит на минимуме, на 20 градусах. Если будет холодно, можно сделать потеплее, но имейте в виду, что от 21 градуса внизу начинает работать электрообогрев», – рассказала она.

Я попросил чай, кто-то из соседей заказал на утро кофе, и все легли на свои полки. Я закрыл шторку. Кто-то немного почитал, кто-то посидел в смартфоне, и мы уснули.

Температура в купе была идеальной для того, чтобы спать под одеялом. Не жарко и не холодно. Приток воздуха отличный. Дышалось свободно. Не было абсолютно никакого дискомфорта в плане климата, часто свойственного для купейных вагонов.

Когда нас разбудила проводница за полчаса до прибытия, на столе уже стояло питание, принесенное сотрудниками вагона ресторана. Я взял блинчики с яблоком, очень приличные на вкус. Соседи нахваливали блины с мясом и запеканку.

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»
Фото: Кирилл Балберов.

За полчаса до прибытия начальник поезда вновь вышел на связь, пожелал всем доброго утра и напомнил, что в 7:55 поезд прибудет в Москву. Так оно и случилось – ровно по расписанию.

Так чем же меня разочаровала «Красная стрела»

«Красная стрела» – безусловно очень хороший поезд. Но, увы, сегодня нельзя сказать, что лучший. Еще лет пять-семь назад это было так.

Покупая билет на «Красную стрелу», пассажир покупал билет как будто в пятизвездочную гостиницу со всем свойственным пафосом: музыка при отправлении и прибытии, особый сервис, особые вагоны.

Но сегодня уже есть вагоны круче и гораздо новее, где розеток не две на купе, а четыре, где в каждом вагоне душ (в «Стреле» есть, но не в каждом вагоне), где также кормят горячими завтраками и есть красивые занавески, наконец, где проводники не хуже.

И «стрела» – это уже просто бренд, очень сильный для туристов. Но какой-то особой атмосферы там нет. Оттого, возможно, и вагонов уже не 16, как раньше...

ФПК нужно сильно поломать голову, чтобы решить, что делать с этим поездом, чтобы он вновь стал особым.