Русская работа: отчёты, проверки, маразм и странное удовольствие

Как-то раз у меня в отеле остановился один московский строитель, а точнее, хозяин небольшой строительной фирмы. И хотя он был в отпуске, отдыхом это назвать было сложно — он работал. Вернее, пытался дистанционно подтвердить уже выполненные объёмы по вывозу строительного мусора, чтобы получить за них оплату.

Борьба с бумагами

Этим занятием он был поглощён почти целую неделю: постоянно звонил, что-то правил на компьютере, снова звонил, договаривался, советовался, нещадно ругался и искренне страдал, но делал это с каким-то азартом. То у него нормативы не сходились, то номера машин не те, то не хватало то подписи, то печати… Вся эта бюрократическая карусель казалась бесконечной.

Кульминация маразма

В итоге он не выдержал. Оставив жену с ребёнком догуливать отпуск, он экстренно улетел обратно в Москву — лично выбивать оплату за те самые пять грузовиков мусора. И от этой всей ситуации повеяло чем-то таким родным, полузабытым, таким по-нашему, по-русски дебилоидно-маразматичным.

Воспоминания с госслужбы

Меня вдруг накрыли воспоминания о коллегах по государственной службе. С каким искренним, почти священным рвением и любовью они заполняли абсолютно никому не нужные отчёты! Как писали ещё более бессмысленные программы развития, а потом с тем же энтузиазмом составляли отчёты уже по выполнению этих самых программ. Я помню их неподдельное волнение и боль за это «архиважное» дело, когда они звонили в муниципалитеты. Помню, как они, буквально хватаясь за сердце, ждали вердикта и оценки своего сизифова труда от начальства.

Взгляд с другой стороны

А позже, уже будучи начальником, я сам получал эти отчёты. Если честно, я их даже не читал. Хотя некоторые руководители не просто читали, но и вносили правки — и делали это тоже с неподдельным увлечением, погружаясь в эту бумажную вакханалию.

Самый горький парадокс

Самое грустное и одновременно смешное в этой картине — даже не полная бессмысленность всех этих процессов и не то, что они съедают 100% рабочего времени огромного количества людей. Самое удивительное — это то, что всем участникам этого театра абсурда он в глубине души нравится. Некоторые от этого процесса буквально получают удовольствие, чуть ли не испытывают своеобразный оргазм от правильной галочки в нужной графе.