Почему критика РПЦ стала народным спортом: церковь как громоотвод и безопасная мишень

Я сам активно участвую в этой дискуссии через свой канал и вижу, насколько темы, связанные с церковью, резонируют с аудиторией. Отклик на них в сотни раз превышает интерес к моим основным материалам о туристических красотах Азии или тонкостях путешествий. Кажется, что финансовые излишества церковных служителей задевают людей за живое гораздо сильнее, чем сообщения о миллиардных состояниях силовиков или манипуляциях на выборах. Даже вечный интернет-контент в виде откровенных фото меркнет на фоне этого общественного возмущения.

В чём же корень такой популярности?

Возникает закономерный вопрос: почему именно это стало точкой сборки народного негодования? Ведь искренне верующих, а не тех, кто заходит в церковь лишь по большим праздникам, не так уж и много. Да, суммы, о которых говорят, внушительные, но тот же артист-виолончелист, к примеру, зарабатывает куда больше. Новые храмы, хоть и растут как грибы, но хотя бы скрашивают унылые пейзажи спальных районов.

У меня сложилась своя версия: эту волну критики словно бы... назначили. Или, точнее, позволили ей стать главным общественным развлечением.

Три причины, почему РПЦ стала «церковью для битья»

Во-первых, людям жизненно необходим громоотвод. Повседневность у многих серая, трудная, перспектив не видно, а привычка выражаться крепким словцом никуда не делась. Нужен объект, на который можно безопасно выплеснуть накопленное раздражение от жизни.

Во-вторых, РПЦ — это идеальный такой громоотвод. Он как бы часть общего «здания» системы, глубоко в неё интегрирован, участвует в тех же процессах и допущен к «телу» власти. Но при этом формально от государства отделён! Удобно же. Это напоминает старый советский принцип: про первого секретаря обкома анекдоты рассказывать нельзя, а про заведующего магазином — пожалуйста. Нынешние церковные иерархи вышли из той же школы, с тем же опытом и менталитетом. А главное — налицо вопиющий диссонанс между проповедуемыми высокими моральными принципами и демонстративной роскошью в виде дорогих часов, автомобилей и яхт. Это бросается в глаза и раздражает.

В-третьих, самой своей сутью Церковь обречена на эту роль. Ведь жертвенность — это её часть. Получается, она «жертвует» своим публичным имиджем ради общего спокойствия.

Безопасная мишень

И последний, но ключевой момент: Церковь в этой роли — мишень относительно безопасная. Она не может дать по-настоящему жёсткий ответ в силу той же формальной отделённости. Это вам не расследовать деятельность похоронной мафии или описывать подвиги могущественных олигархов — там могут лягнуть так, что мало не покажется. А церковные иерархи максимум побурчат в бороду, пожалуются «наверх» и продолжат выполнять свою работу: носить дорогие часы, пользоваться яхтами и... терпеть критику.

Такая у них теперь работа!