Уверен, многие из вас хорошо помнят эти таксомоторы «Волги» и даже катались на них в далекие 70-е и 80-е годы.
Мне в 1990-м было всего двенадцать, но я все равно успел застать и зеленый огонек «Свободно» на лобовом стекле, и характерный щелчок таксометра с белыми цифрами на черном барабане, и тот самый, ни с чем не сравнимый, запах волговского салона...
В детстве мы пользовались такси нечасто: разве что с родителями ехали в гости на чей-то день рождения или спешили на вокзал, чтобы успеть на поезд...
Но эти ГАЗ-24 желтого, а иногда и голубоватого цвета, с шашечками по бортам, я просто обожал. А если посчастливилось оказаться в черной «Волге»-такси, то это была настоящая, ни с чем не сравнимая радость.
Неожиданная встреча в Баку
В Баку, на выставке ретроавтомобилей в Гейдар Алиев Центре, я наткнулся на ту самую «Волгу»-такси из детства. У меня внутри все перевернулось. Правда, цвет машины оказался каким-то зеленоватым, не таким, каким я его запомнил.
Но коричневый дерматиновый салон, таксометр и даже информационные таблички на панели — все это было прямиком из моего детства.
Мне кажется, я до сих пор помню тот особенный, специфический запах салона. Так пахло только в такси, ни в каких других машинах.
И этот звук таксометра — характерное цыканье, которое тоже было уникальной приметой таксомотора.
Детали, которые помнятся
Табличка «Посадка до 4.30 утра», просьба не курить в салоне (хотя порой он бывал изрядно прокурен), тонкий односпицевый руль, классический прямоугольный спидометр с изящной фигурной стрелкой...
Никак не могу припомнить, сколько именно стоило такси в моем детстве: 20 или 22 копейки за километр? И сколько брали за подачу, если вызываешь машину по телефону 002.
Да и стоимость посадки вылетела из памяти. Может, все-таки 20 копеек за километр?
Душа и стиль
А ведь красивые же были машины! Гораздо душевнее и «вкуснее», чем современные массовые модели вроде Kia Rio или Hyundai Solaris.
Пройдет двадцать лет, и вряд ли кто-то будет вспоминать марки сегодняшних такси, ностальгировать по их интерьеру или каким-то мелким деталям.
С «Волгой» все иначе, согласитесь!
Все эти плавные обводы кузова, хромированные решетки радиатора, окантовки фар, дверные ручки и молдинги.
И, конечно же, гордый прыжок оленя на капоте — символ целой эпохи.
----
Если вам было интересно, поставьте лайк, поделитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие истории из путешествия по Азербайджану, а также следить за новыми публикациями о моих поездках.
