Иногда неправильное использование оборудования в поездах дальнего следования приводит к ситуациям, которые не просто омрачают поездку, а создают реальную угрозу для здоровья пассажиров. Именно с таким тревожным случаем столкнулся наш читатель Алексей, поделившийся своей историей.
«Как будто в наполненном выхлопными газами гараже»
Произошло это совсем недавно, в один из летних дней. Я путешествовал на поезде по определенному маршруту, который уточнять не стану, чтобы не создавать проблем экипажу. Как выяснилось позже, эта неприятность носит системный характер, а не является единичным сбоем.
Мой вагон был современным купейным, со всеми удобствами: биотуалетами и кондиционером. Первое время воздух внутри был свежим и комфортным. Со мной в купе ехал еще один пассажир.
Ночью я внезапно проснулся от ощущения удушья. В купе стоял тяжелый, едкий воздух, напоминающий атмосферу гаража, заполненного автомобильными выхлопами. Испугавшись, я распахнул дверь и поспешил к проводнице.
Та, выслушав меня, лишь охала и объяснила причину: на одном из участков пути электровоз заменили на тепловоз, и система вентиляции стала затягивать в салон выхлопные газы. Наш вагон оказался первым за локомотивом, поэтому мы почувствовали это в полной мере.
Мы открыли окна в коридоре, и воздух постепенно очистился. Однако уснуть я уже не мог. На следующей станции, после повторного трогания поезда, тот же едкий запах вновь заполнил пространство. Пришлось снова идти к проводнице.
«Что же это такое, я впервые работаю на этом направлении и не знала о такой особенности», — с испугом сказала она, пообещав больше не включать вентиляцию, пока не произведут обратную замену тепловоза. К счастью, на улице не было сильной жары, и естественного притока воздуха через окна оказалось достаточно.
Под утро к нам зашел начальник поезда с традиционным вопросом, все ли в порядке. Выслушав мой рассказ, он лишь удивился.
«Наверное, с локомотивом что-то было не так», — предположил он, не вдаваясь в подробности.
Как избежать попадания выхлопов в вагон
Вернувшись домой, я решил разобраться в ситуации и поискал в интернете информацию по этой теме.
Оказалось, что явление, когда выхлопные газы от тепловоза проникают через вентиляцию в пассажирские вагоны, — отнюдь не редкость. Это известная проблема для первых за локомотивом вагонов на неэлектрифицированных участках железной дороги.
Существует довольно простое решение. Поскольку основная масса газов выделяется при разгоне поезда, на это время достаточно отключать приточную вентиляцию. Однако, судя по многочисленным отзывам в сети, многие проводники предпочитают не усложнять себе работу и вовсе не включают вентиляцию на таких маршрутах. В результате пассажиры страдают уже от духоты и спертого воздуха.
Я делюсь этой историей в надежде привлечь внимание к проблеме. Было бы правильно, если бы в РЖД уделили больше внимания обучению персонала грамотному и осмысленному использованию техники в разных условиях.
Дым от титана как дополнительная опасность
На этом письмо нашего читателя заканчивается. Со своей стороны могу подтвердить актуальность описанной им ситуации. Именно из-за этого риска я сам стараюсь не покупать билеты в первые вагоны на маршрутах, где предполагается использование тепловозов. К сожалению, проводников, которые хорошо разбираются в тонкостях работы систем и своевременно ими управляют, не так много. В итоге пассажирам таких вагонов приходится выбирать между духотой и периодическим «удовольствием» подышать выхлопами.
Впрочем, бывают и положительные примеры. Недавно, путешествуя на поезде Москва – Псков (номер 663/664), я наблюдал, как проводница успешно справлялась с этой задачей, обеспечивая и свежий воздух, и его чистоту.
У этой проблемы есть и другая грань. Пару лет назад проводница в поезде Санкт-Петербург – Москва, растапливая титан, чтобы приготовить чай для пассажиров, через ту же систему вентиляции заполнила вагон едким дымом. Дело было зимой, окна в современных вагонах не открывались, и дыма было так много, что у многих начало щипать глаза. Люди выходили в тамбуры, а на полное очищение воздуха ушло около тридцати минут.
